Наши обзоры


.

Прайс лист на доработку винтовок



Комплекты для ремонта и модернизации ППП пневматики

Газовые пружины







Kral N-04, он же Smersh R5





Когда речь заходит о пружинно-поршневых винтовках Kral, в первую очередь вспоминаются модели на базе конструкции Gamo, так называемые гамоклоны с компрессором 25*100.
В наше время это без сомнения одна из самых распространенных конструкций изготавливаемая на различных предприятиях в Турции и Китае. Не рассматривая вопрос качества изготовления, которое может очень отличаться, концептуально это очень удачная конструкция, в которой сходится баланс как потребительских качеств, так и простоты / стоимости изготовления.
Однако любой производитель рано или поздно сталкивается с необходимостью расширения позиционирования своего ассортимента. И если речь идет о ППП, то обычно маркетинговая политика большинства компаний начинает играть на извечных слабостях аудитории.
И конечно же стоит вспомнить, чего всегда не хватает аирганеру, особенно начинающему аирганеру, который в первую очередь является потенциальным покупателем недорогого турецкого изделия?
Конечно же мощЩи! Волшебной циферки, одно упоминание которой вызывает дрожь в коленках и заставляет потеть ладони!
Конечно же со временем приходит понимание, что циферка эта не бесплатная и представляет собой очень суровый компромисс. Однако на данном этапе все мысли сходятся в одном направлении, "мощи много не бывает", "запас карман не тянет", "Толян оценит"! И вообще, какая разница, вот была бы она(циферка), а все остальное "и так вроде как приложится"!

И вот, в соответствии с этим запросом в ассортименте продукции начинают появляться так называемые магнумы, или как их еще зовут в народе, дурострелы. :)
Квинтэссенцией и настоящим символом данного класса в нашей стране является модель ставшая мечтой всех настоящих мужиков диванных ассасинов и мамкиных охотников, Hatsan 125.
Нет ничего удивительного в том, что появляющиеся аналоги в той или иной степени сравниваются именно с ним, что порой приводит к забавным моментам и некоторой путанице. Например, когда в ассортименте Kral появились целых две большие винтовки, в той или иной степени схожих по позиционированию, несмотря на различия относительно друг друга, в народе стали называться не иначе, как Kral 125 :)
Кажется это называется эффект Манделы, потому что такой винтовки как Kral 125 в реальности никогда не существовало! Есть модель Kral N-07/N-11 продаваемая в России как.. Smersh 125, как видим даже импортер подыграл на слабостях :)
И есть Kral N-04, продаваемый у нас как Smersh R5. Именно об этой винтовке мы поговорим в этот раз.



С первого взгляда совершенно не очевидна разница между Kral N-04 и Kral N-07/N-11. Оба имеют сравнимые габариты, массу и параметры компрессора, 29*120. Конечно же, ключевой параметр так же заимствован у столь успешного примера как Hatsan 125 :)
Однако, если присмотреться ближе, можно увидеть совершенно иное крепление ложи спереди. И нет, это не мелочь, как может показаться на первый взгляд!

Kral N-07/N-11, это масштабированный до параметров Hatsan 125 классический гамоклон со всем набором привычных атрибутов. Разрезная тяга взвода и крепление ложи непосредственно в отверстия передней пробки компрессора.

В случае с Kral N-04 отмечаем замену тяги взвода на неразрезную и крепление ложи к двум последовательным кронштейнам. Где же мы все это уже видели? Ах да, конечно, на Hatsan 125! :D Разумеется не на современном с SAS и Quattro Trigger, а на старом, производившемся до 2008г.
Есть конечно некоторые отличия, например у Хатсан резьба винтов была левой и многие не понимая этого попросту не могли разобрать винтовку! У Крал винты с обычной, правой резьбой.





Как видно по фотографии железа, первое впечатление не обманывает и Kral N-04 действительно представляет из себя некий пересмотр и адаптацию конструкции старого Hatsan 125.
Адаптация заключается в использовании унифицированного с остальной линейкой спускового механизма и конструктивно схожей муфты ствола. По сути это единственные значимые конструктивные отличия.

Что интересно, кто застал Hatsan тех годов, могут помнить и проблемы с их спусковыми механизмами, когда срывы и самострелы были лишь вопросом времени. Хатсан победил эту проблему только внедрив механизм Quattro Trigger.
Но и Kral в свою очередь так же не отличается надежностью работы спускового механизма! Этот аспект я разбирал подробнее в обзоре на Kral N-07/N-11, не будем повторяться, а просто оставим этот вопрос открытым для обсуждения.

Но есть еще один аспект, который удивил меня именно в N-04! Это некая неряшливость или поспешная разработка модели!
Посмотрите внимательнее, как стоит тяга взвода и колодка спускового механизма. Почему же все так криво?
Я понимаю, что это не отражается непосредственно на работе, но как так вышло, что и то и другое имеет столь значимые и различимые невооруженным глазом отклонения от параллельности относительно трубы компрессора?
В старом Хатсан, несмотря на ряд его недостатков, такого не было! Как вообще такое возможно при использовании САПР систем?



На фотографии выше можно обратить внимание, что изогнулась и пружина. Это следствие стрельбы в ослабленном виде.
Ослаблены продаваемые сейчас винтовки Kral установочным винтом в перепускном отверстии с очень маленьким проходным сечением.
Стрельба в таком виде приводит к быстрой порче пружины, сначала к ее изгибу, а в дальнейшем и к поломке.
Что интересно, родная пружина достаточно мягкая для дурострела и имеет совсем небольшое поджатие.
По энергии с такой пружиной Kral N-04 примерно соответствует Hatsan 70.

Параметры родной пружины следующие:
  • Проволока 3,4мм 39 витков
  • Диаметр 21мм
  • Длина 340мм

Копирует конструкцию Hatsan и поршень, тут он совсем не такой, как в Kral N-07/N-11!
Поршень, классическая катушка, отличительной чертой которого является невысокая масса.
В целом в этом есть свои плюсы, но концепция дурострельности от этого конечно же страдает.
Масса поршня всего 250гр! Однако при использовании с витой пружиной добавлен небольшой утяжелитель массой чуть меньше 40гр. Но даже в таком виде поршень намного легче, чем в N-07/N-11, где он весит чудовищные 420гр!

Несколько неоднозначная ситуация получается с манжетой. В виду невысокой популярности ППП винтовок Kral, для них не делают манжеты как для гораздо более популярного Hatsan. Да и родные манжеты, большая редкость и дефицит!
Я видел, что кое-кто пытается использовать манжеты от Hatsan 125. Грибок поршня и правда похож на современный грибок Hatsan, однако размеры его отличаются в меньшую сторону.
В первую очередь важно то, что ширина проточки всего 2,5мм, против 3,3-3,4мм у Хатсан. Да и диаметры тоже меньше, 16,1 и 14мм против 16,6 и 15мм у Хатсан.
Кое как на этот грибок можно натянуть хатсановскую манжету, однако нормальной посадки не получится, держаться она будет главным образом за фаску на проточке. Без крайней нужды я не рекомендую такую замену.

Стоит упомянуть и еще одну особенность винтовок Kral.
По каким то странным стечениям мыслей, несмотря на то, что многие детали имеют низкую твердость, например шептала спускового механизма и ригеля запирания, поршень закален до очень высокого значения твердости!
В случае с Kral N-07/N-11 и разрезной тягой взвода об этом можно даже не задумываться. Но Kral N-04 имеет неразрезную тягу, которая создает намного больший момент на поршне!
Фактически это выражается в намного большей чувствительности к смазке задней части поршня. При недостатке смазки возможны задиры в компрессоре, которые уже начали понемногу проявляться на почти новой винтовке!





Муфта ствола точно такая же и взаимозаменяема с N-07/N-11. Конструктивно это увеличенная в длину муфта Kral N-01, т.е. все таже конструкция Gamo.
И тут все было бы относительно неплохо, например у Kral вполне хорошо работает запирание, но опять все упирается в материалы, а точнее в термообработку.
Втулка в которой проходит винт ствола, а так же ригель запирания на столько мягкие, что следы деформации можно заметить даже после заводской сборки!
На втулке приходится снимать фаски на потенциально замятых торцах, а на ригеле заметны вмятины от поперечного штифта, а иногда и следы подгонки напильником!
Кроме того, и это отличительная черта не только Kral, но и еще парочки турецких компаний, они почему то считают, что смазывать ригель вовсе не обязательно! На фото можно наблюдать ржавчину на ригеле извлеченном из новой винтовки!
Разумеется так не пойдет и следует смазать детали консистентной смазкой.



Но самым интересным и неожиданным открытием оказалось, что Kral очень легко перестволяется!
Если вспомнить Hatsan, ствол в муфте у него сидит весьма плотно и без некоторой оснастки извлечь его попросту невозможно. Так же, на бланке надо выполнить довольно неудобную проточку под уплотнение перепуска.
В Kral посадка ствола в муфте гораздо свободнее, при желании его можно извлечь буквально голыми руками! А участок под уплотнение перепуска формируется непосредственно на цилиндрической поверхности бланка!

Для извлечения ствола из муфты необходимо выдавить втулку, а затем высверлить стопорный штифт сверлом 4мм.
После этого муфта сдвигается очень легко, буквально легким постукиванием!

Протачиваем бланк по образцу. Поскольку в муфту новый ствол будем вклеивать, гнаться за низкими значениями шероховатости ненужно.
Вставляем проточенный ствол в муфту и через отверстие под штифт сверлим в сборе сверлом 5мм. Очень важно взять именно большее сверло, иначе отверстие получится овальным.
В основное отверстие, на котором вращается ствол, сверлом не лезем! Ничего хорошего из этого не получится, геометрию отверстия соблюсти не получится.
Извлекаем ствол и напильником делаем лыску с запасом! Еще раз уточню, новая лыска должна гарантированно позволять проходить втулке, то что она будет чуть шире, ничего страшного, поскольку ствол будет вклеиваться и стопориться.



Делаем казенную и дульную фаску, после чего можно приступать к монтажу.
Ствол и муфту обезжириваем ацетоном и вклеиваем на красный фиксатор резьбы. Так же, на фиксатор сажаем новый стопорный штифт.
Перед сборкой следует подождать минут 15-20, обычно этого времени достаточно для полимеризации подобного клея.





После сборки обнаружилась еще одна несложно устранимая неприятность. Спусковой крючок, ближе к переднему положению задевает скобу изнутри и подклинивает.
Теоретически это может сказаться и на безопасности эксплуатации, однако статистики повторяемости этой неприятности нет.
Решается вопрос очень просто, напильником и наждачной бумагой :) Просто чуть подточить нижнюю часть спускового крючка, укоротить его на несколько десяток, этого достаточно.

Так же хочется обратить внимание на планку для установки оптического прицела, на ней нет отверстия дли стопора кронштейна! И это на дуростреле с компрессором 29*120!
Перед установкой оптического прицела отверстия надо будет просверлить, иначе прицел гарантированно будет сползать назад.









Напишите мне



3*1