Theoben всемирно известная британская компания, которая к большому сожалению не смогла дожить до наших дней, закрывшись в 2012г.
Инновации и премиальность, это первые ассоциации, которая приходят в голову при упоминании этого имени.
Ben Taylor впервые додумался использовать газовую пружину в качестве источника энергии в пневматической винтовке. Он и его партнер, David Theobald так вдохновились идеей, что основали компанию Theoben.
В 1982 году дебютировала первая модель, Theoben Sirocco.
Это была относительно простая винтовка, конструктивно схожая с линейкой BSA, однако внутри, вместо традиционной пружины, находилась невиданная в те годы газовая пружина! Да, это была простейшая, поршневая конструкция, однако по утверждению производителя она могла проработать без тех обслуживания 25 тысяч выстрелов!
В приведенной ссылке указано, что в первое время пружины заправляли углекислым газом, утверждалось, что это продлевает жизнь уплотнений. Уверен, что это ошибка журналистов, так как углекислота наоборот крайне агрессивна к уплотнениям.
Так же указывается интересный факт, что именно Theoben был выбран Королевскими ВВС для отстрела птиц на аэродромах.
Несколько позже, на базе Sirocco был разработан герой нашего обзора, Theoben Eliminator. К сожалению мне не удалось найти указание года начала производства.
Интересный факт, в Америке эта винтовка продавалась под именем Beeman Crow Magnum.
На момент начала производства, Theoben Eliminator был заявлен как самая мощная переломка, которая когда либо производилась где либо в мире! Производитель указывал энергию до 30ft-lbs или до 40Дж в более привычных нам единицах измерения!
Длина винтовки по каталогу 48"(122см), а вес 8,9lb(4,04кг). Однако экземпляр попавший ко мне весил 4425гр! Скорее всего разница обусловлена тем, что я взвешивал вместе с комплектным, стальным и тяжелым кронштейном для установки прицела.
Указывается, что первые Eliminator имели ложу с регулируемой щекой и затыльником, однако в серии от этого отказались.
Тем не менее, ложа очень удобная даже без регулировок, в первую очередь благодаря общей массивности и устойчивости. Британцы до сих пор изготавливают кастомные ложи в таком стиле и устанавливают их в том числе и на Weihrauch.
Несмотря на то, что приклад выполнен симметричным, с двухсторонней щекой, рукоятка адаптирована под правую руку. Хотя и нельзя сказать, что в левой руке она лежит плохо.
Материал ложи, орех.
Винтовка комплектуется кронштейном для установки оптического прицела.
Кронштейн закреплен на собственной, специфической шине. В случае надобности заменить его будет очень непросто, однако 30мм кольца отделяются от базы и наверное были предусмотрены запасные дюймовые. Более того, мне кажется, что кольца уже не родные, поскольку явно отличаются от каталожных.
Сам по себе кронштейн очень качественный, стальной, с хорошим крепежом.
Как я уже упомянул выше, в Теобене явно прослеживается наследие BSA. Заметно это сразу, стоит только открыть ствол.
Тактильные ощущения от работы механизма запирания Theoben почти идентичны переломкам BSA.
Механизм этот почти не претерпел изменений более чем за 60 лет, начиная от стареньких BSA Meteor и заканчивая современными BSA Lightning SE, потому что работает идеально и до сих пор является эталоном в своей области.
Запирание ствола очень надежное и плотное, но это не закусывание и клины, как на переломках Hatsan или Crosman, нет нужды бить ладонью по концу ствола или захлопывать с размаху, как в случае с турками.
Ощущение от работы с механизмом, это преодоление мощной пружины, гладкий и ровный ход ригеля с линейно возрастающим, приятным усилием. Если отпустить ствол до того, как он будет открыт, пружина уверенно и с характерным звуком "тук" вернет его на место. Так же, по аналогии с изделиями из Бирмингема, угол открывания ствола достаточен, что бы вставить пульку до взведения винтовки.
Само по себе взведение весьма комфортно для такой мощной винтовки. Угол взведение составляет 130 гр, что почти равно значению у классической линейки Gamo, где усилие разложено максимально комфортно. Ну и конечно же, сказывается ультимативная гладкость и ровность взведения, в процессе нет ни единого лишнего ощущения, только плавно возрастающее, абсолютно рафинированное усилие!
Если разобрать узел и рассмотреть его устройство, так же можно отметить техническое сходство.
Длинные и толстые рога с очень высокой жесткостью, запирание через поперечный штифт, он же является и опорой для муфты ствола.
Большой и массивный ригель, с мощной пружиной, вылет которого ограничен осью ствола.
Но есть и отличия.
В шарнире расположены толстые и мощные тарельчатые пружины, гораздо более мощные, чем в популярном Gamo Hunter1250.
Вместе с этим, ось ствола, это винт с головой под ключ 13/64, который дополнительно законтрен установочным винтом под ключ 7/64.
Тем не менее, тянуть винт не стоит, муфта с шайбами стоит в рогах на столько плотно, что затяжкой винта можно добиться полного обездвиживания шарнира!
Смазываем консистентной смазкой тарельчатые пружины, внутренние поверхности рогов, ригель и его пружину.
Муфта ствола вставляется в паз довольно непросто, нужна некоторая сноровка. Когда все получилось, надо пальцем утопить ригель, преодолев довольно высокое усилие пружины и удерживая его вставить винт ствола.
После этого закручиваем винт "до касания", затем еще буквально чуть-чуть и проверяем движение муфты ствола. Ствол должен двигаться с приятным, легким фрикционным ощущением, но при этом не заклинивать и не закусывать.
Если пытаться приоткрыть закрытый ствол и отпустить, пружина ригеля должна уверено вернуть ствол в исходное положение. Если этого ен происходит, значит винт перетянут и его надо приотпустить.
После достижения правильного момента затяжки, фиксируем положение установочным винтом.
Интересный факт, Theoben использовал в своих изделиях разные ствольные заготовки.
Бланки Anschutz для калибров .177 и .22(4,5 и 5,5мм) и бланка Lothar Walther для калибров .20 и .25(5,0 и 6,35мм)
В России бытует широко распространенное заблуждение, что у винтовок Theoben "плохой спуск". Связано это конечно же, в первую очередь с тем, что у нас очень любят рассуждать о вкусе устриц не обременяя себя надобностью их попробовать.
Продукция данного бренда, чрезвычайно редкий гость в РФ и "форумные знатоки" начинают делать выводы на основании просмотра картинок. Доходит до того, что порой его начинают сравнивать с механизмом дешевых, китайских пальцерезок только на основании того, что можно проглядеть некие схожие формы!
Конечно же, все эти умозаключения очень далеки от истины..
Спусковой механизм Theoben, имеет собственное имя, "Evolution trigger". Это снова, глубоко модернизированная, классическая схема BSA.
Да, если не считать вспомогательную фурнитуру, в механизме всего две основных детали, но благодаря огромному передаточному отношению первого шептала механизм разгружен до такой степени, что неотличим от любого настоящего разгруженного механизма.
При отложенном выстреле детали настолько уверенно возвращаются в исходное положение, что крючок аж цокает об передний ограничитель! При этом сам ход настолько гладкий, ровный и предсказуемый, что его вполне можно сравнивать с электронным спуском!
Да, усилие спуска не совсем спортивное, в районе 500г без предупреждения и около 800гр с предупреждением. Но эти значения вполне сравнимы с заводской настройкой механизма Weihrauch "Record". Да Рекорд можно настроить и на меньшие значения, но так ли это надо на неспортивной переломке?
К тому же, если не смотреть на цифры, благодаря отменной гладкости и информативности, попробовавшие, все как один оценивают его как гораздо более мягкий.
Для примера, ватный и задемпфированный, но в целом вполне неплохой механизм Diana T06, тактильно воспринимается как механизм более низкого уровня, несмотря на более сложное устройство.
Механизм имеет две регулировки.
Спереди от спускового крючка, на резьбу закручена гильза с подпружиненным шариком. Ее положение можно регулировать, изменяя момент подключения "предупреждения" вплоть до т.н. "стеклянной палочки". Или, при желании, предупреждение можно отключить вовсе получив просто гладкий и ровный одноступенчатый спуск.
Внутри гильзы закручен еще один установочный винт, который подживает пружину шарика и в некоторой степени может влиять на усилие предупреждения.
В моем случае пружинка с винтиком были потеряны и мне пришлось подобрать наиболее подходящие. Возможно, оригинальная пружина была мягче и тогда усилие спуска с предупреждением было бы меньше. Но никто не мешает подобрать такую пружину и самостоятельно.
Механизм оснащен автоматическим предохранителем, который блокирует спусковой крючок. Но так как крючок в данном механизме является вторым шепталом, можно говорить о том, что предохранитель блокирует шептало.
Но все таки главное, с чем ассоциируется Theoben, это конечно же газовая пружина.
Пружина Теобен имеет собственное имя, High Efficiency (HE) gas ram. Это плунжерная пружина с штоком 14мм, клапаном Шредера и сложной системой для борьбы с отскоком поршня
Несмотря на то, что производитель заявляет межсервисный ресурс аж в 25тыс выстрелов, вживую такого достичь вряд ли удастся. И если непосредственно по Теобену банально мало статистики, то его последователь, Weihrauch HW 90 довольно широко распространен и это довольно требовательная к обслуживанию винтовка, которая не выходит без профилактики и трети заявленного ресурса..
Как бы там не было, но ко мне на профилактику винтовка попала уже полностью сдутой, поэтому в процессе я буду менять все уплотнения, которых окажется очень много, в том числе и по сравнению с упомянутым Weihrauch HW 90.
Для начала снимем ложу, для этого откручиваем три винта ключом 5/32.
Ложа внутри отфрезерована аккуратно, посадка плотная.
На муфте ствола, снизу, проштампован серийный номер, TB 19728. Причем, если я правильно понял, это именно порядковый номер изделия за все время, без разбора по моделям. Т.е. как видно, объемы производства были совсем не большими.
Тяга взвода разрезная, без ложи свободно выходит из паза и не будет мешать извлекать поршень.
Тяга очень массивная и технологически простая. Это просто пруток прямоугольного сечения, куда отдельной деталькой запрессована пятка, толкающая поршень.
На тяге взвода имеется кожаный пяточек, который не дает драть компресор. Не уверен, что он кожаный в оригинале, но работает хорошо и гладко, поэтому менять не стал.
Снизу в тягу взвода закручен винт, голова которого переводит предохранитель в положение включено.
Теперь можно перейти непосредственно к газовой пружине.
Если посмотреть на компресор с задней стороны, можно заметить, что задник удерживается стопорным кольцом спрятанным под резиновым кольцом, которое выполняет роль пыльника.
С торца имеется отверстие с резьбой и ниппелем. Туда же закручивается заправочный переходник, либо винт с уплотнением.
Для того, что бы снять стопорное кольцо, пружину надо сдуть нажав тонкой отверткой на клапан.
Не сделав это, снять кольцо не получится. Задник сконструирован таким образом, что в заднем положении не даст сжать кольцо.
Стравливаем весь воздух, чуть утапливаем задник внутрь и после этого, съемником снимаем стопорное кольцо.
Теперь можно извлечь поршень-пружину наружу.
Да, вам не показалось, в этом экземпляре нет манжеты на поршне!
И это не чья то самодеятельность, а изначальная задумка конструктора. В Англии до сих пор можно купить ЗИП наборы с этими кольцами.
Что так же забавно, по какой то причине использованы два кольца разных размеров и даже проточки под них выполнены разного профиля!
В то же время, если почитать зарубежные источники, Eliminator производился как с резинками на поршне, так и с традиционной манжетой названой "Zephyr piston crown". Манжета имела сеть каналов на переднем торце призванных соединить перепуск с мертвым объемом канавки. Не знаю, на сколько это работало или нет, однако точно такой же "паук" имеется и на дне компресора версии с "резиночным" поршнем.
До этого момента все было относительно просто, но теперь предстоит разобрать пружину и тут надо проявить аккуратность, что бы не повредить уплотняемые поверхности.
В задней части поршня зафиксирована пробка с уплотнениями. Для того, что бы ее извлечь, надо зажать поршень в тиски, чуть протолкнуть ее внутрь, а затем извлечь стопорное кольцо.
Кольцо сидит в проточке с несимметричным профилем, внутрь имеется фаска-скос, а вот наружу прямой угол. По этой причине кольцо не удастся сразу вывести наружу.
Тонкой отверткой, очень осторожно поддеваем его с одной стороны и толкаем внутрь, потом прямо по кругу, по канаве продолжаем движение до тех пор, пока кольцо не развернется боком. После этого его можно зацепить и извлечь наружу.
И еще раз повторю, оочень аккуратно и в тисках. Один раз поцарапаете отверткой шток и пружина больше работать не будет!
После того, как удалось справится со стопорным кольцом, тянем за шток и вытаскиваем все внутренности.
Вслед за этим постучите поршнем об деревяшку и наружу вывалится передняя уплотнительная бобышка. Да, это не инерционный груз, а просто пробка с уплотнениями. Так как в середине нет отверстия, при накачке ее просто прижимает к дну. Скорее всего таким образом перестраховывались на случай негерметичной сварки, т.к. однажды у меня уже был Теобен и сварка у него была негерметична.
Голый поршень весит чуть больше 370гр, что не так уж и много для компресора диаметром 31мм и ходом поршня 97мм.
Однако вместе с пробкой и передней бобышкой поршень весит уже 460гр! Это уже не мало.
Но тут стоит учесть, что в случае измерения традиционных моделей, к массе поршня так же надо прибавит массу цилиндра, либо штока ГП, или треть массы витой пружины. Тут же, это полная масса всех подвижных частей.
Поэтому для сравнения с другими винтовками можно пользоваться массой голого поршня, хотя понятно, что это не более чем сравнительная, относительная цифра..
Теперь можно снять бобышку штока.
На ней имеется две внешних резинки, две внутренних и две направляющих из нейлона.
Запомните в какой последовательности они расположены. Направляющая-кольцо-направляющая-кольцо
Именно с них и начнем замену.
Несмотря на то, что резинки скорее всего дюймовые, удалось подобрать работоспособную замену по нашему стандарту.
Внутренние кольца отлично подошли 014-019-30
Внешние пара колец, а так же пара колец для передней уплотнительной бобышки, 021-025-25
На поршень устанавливаются, в переднюю проточку 025-031-36, в заднюю проточку 027-031-25
Для переднего диска используется кольцо 022-025-19
Итого для замены потребуется следующий список колец, по ГОСТ 9833-73
014-019-30 - 2шт
021-025-25 - 4шт
025-031-36 - 1шт
027-031-25 - 1шт
022-025-19 - 1шт
После замены резинок следует собрать все, что было прикручено к штоку, обратно.
Сначала одеваем на шток стопорное кольцо, затем заднюю бобышку с резинками. Перед тем как одеть ее на шток, смажьте резинки и сам шток моторным маслом. Бобышка одевается внешними резинками назад, в сторону спускового механизма.
Затем прикручиваем обратно палец с диском. Обратите внимание, что тарельчатая пружина установлена внешними краями к диску, не перепутайте.
Следует удалить остатки старого масла из поршня и протереть внутренние поверхности чистой ветошью.
Для смазки смело можно использовать моторное масло. Не слушайте некоторых советчиков и не используйте силиконовые масла!
Сначала следует размазать по внутренней поверхности поршня около 0,5 кубика масла. Затем берем переднюю бобышку, слегка смазываем ее снаружи и вставляем в поршень. Поскольку бобышка не имеет сквозного отверстия, вставить ее до конца не получится, не пугайтесь.
Затем, сверху добавляем еще кубик масла. После этого вставляем шток до упора передним диском в бобышку.
Двигаем заднюю бобышку по штоку и вставляем ее в поршень.
Заднюю бобышку следует утопить чуть глубже своего места, после чего на место ставится стопорное кольцо. Осторожно, не поцарапайте шток!
После того, как поршень-пружина собран, надо вставить его в компресор.
Подденьте, отведите вниз и зафиксируйте шептало, иначе оно не позволит поршню пройти вперед.
Слегка смажьте консистентной смазкой уплотнительные резинки и потихоньку начинайте вставлять поршень, если резинку начинает выпирать в паз, поправляйте ее тонкой отверткой.
Не забывайте смазать задние пояски поршня, что бы не получить задиры во время взвода!
Когда поршень будет вставлен, следует немного утопить шайбу штока относительно своего нормального местоположения и установить стопорную шайбу.
Затем наоборот потяните за заправочный переходник и верните шайбу на ее место. Если шайба будет застревать, это означает, что стопорное кольцо надо чуть поправить, покрутить, что бы оно ровно встало в проточку.
Когда шайба от руки встанет на место, это будет гарантией того, что все собрано как надо и стопорное кольцо не сорвется со своего места.
Если ориентироваться на заявленные производителем энергии, то надо рассчитывать на усилие пружины в районе 75кг, которое должно получиться при давлении примерно 48атм.
Ситуация несколько усложняется тем, что подобную пружину невозможно проверить на усилие, а стандартные и привычные нам манометры на насосах высокого давления показывают ну оочень примерное значение.
По этой причине надо понимать как в принципе должна работать винтовка, какое должно быть усилие взвода и что должен показывать хронограф.
Я не стал насиловать раритетную винтовку и проверять, а правда ли можно докачаться до 40Дж(в чем лично я глубоко сомневаюсь) и остановился, когда хронограф показал 240м.с. JSB 0,89гр, что примерно равно 25Дж.
На этой энергии винтовка взводится чуть-чуть потяжелее, чем Gamo Hunter 440 и стреляет весьма мягко! Это вообще удивительно, когда держишь в руках тяжеленный, здоровый поршень без манжеты, кажется, что винтовка будет лягаться как конь, но в результате все более чем пристойно! При настройке на 25Дж винтовка пинается не намного сильнее того же ГХ440, хотя и стоит при этом отметить намного большую общую массу. Тем не менее, Diana 48, которую я собирал параллельно, при сравнимой массе и такой же энергии стреляет ощутимо злее!
Theoben Eliminator очень неординарная и интересная винтовка, время которой, к сожалению, ушло.
Сегодня, в 2021-м году, мастодонтов такого калибра уже почти не осталось. Сначала банкротство Webley, затем Theoben, прямо сейчас, возможно предсмертные судороги можно наблюдать и у Diana..
Производителям подобной продукции все сложнее конкурировать с массовым сегментом. Новичок попросту не поймет, за что ему надо переплатить, а продвинутые пользователи часто смотрят в сторону РСР.
Тем не менее, ценность их от этого меньше не становится. Если вам интересна отменно сделанная винтовка, с богатой историей и мощной харизмой, Theoben отлично справится с этой ролью. Жаль только, что винтовок этих в России единицы, а незамученных местным тюнингом еще меньше..