Наши обзоры


.

Прайс лист на доработку винтовок



Комплекты для ремонта и модернизации ППП пневматики

Газовые пружины







Hatsan 124




Герой сегодняшнего обзора, Hatsan 124 является последователем одной из самых массовых моделей компании, Hatsan 125.
Еще пять-семь лет назад 125-й Хатсан был несомненным лидером по объему продаж не только в своем классе, но и чуть ли не самой продаваемой пневматической винтовкой в России!
Несомненно, основная причина такой популярности крылась в невысокой цене. Новая винтовка, да еще и "самая мощная", стоила всего в районе 8 тысяч рублей в розничных магазинах. 125-й заполнял нишу эмоциональной, сиюминутной покупки. Ее покупали что бы попробовать, что такое пневматика. А зачастую и вовсе по пути на дачу, поиграться на выходные, а потом благополучно забыть на чердаке. Покупалось их такое количество, что некоторые магазины могли себе позволить торговать чуть ли не им одним!
Все закончилось после событий середины десятилетия, когда рубль разом подешевел вдвое, а турецкая винтовка соответственно стала вдвое дороже..
На этом фоне покупатель начал массово переключаться на более дешевые Hatsan Striker, а производитель, наблюдая такую тенденцию, стал неспешно разрабатывать бюджетные модели.
Причем вопреки т.н. бюджетности, получалось весьма неплохо.

Сначала обновился новый бестселлер, Striker, который получил долгожданный, модернизированный спусковой механизм. Несмотря на формальное удешевление, работает новый механизм гораздо приятнее старого!

Затем появился Hatsan Airtact, который фактически был построен на базе Striker, но была изменена конструкция муфты ствола и запирания. Муфта вместе с кожухом ствола и модератором представляет собой единую пластиковую отливку, в которой спозиционирован сам ствол.
Конструкция запирания позаимствована у винтовок Gamo и работает намного приятнее традиционно дубового и весьма капризного запирания в классических моделях Hatsan.
В результате вновь, несмотря на формальное удешевление, работа механизма стала более приятной.

А в прошлом году появилась ультрабюджетная модель Hatsan Alpha, которая по цене способна конкурировать даже с ижевской МР512!
Alpha построена на базе Airtact и единственное отличие по железу, это более короткий компресор и следовательно меньший ход поршня. Соответственно мы снова имеем модель с тем же спусковым механизмом и той же муфтой ствола с запиранием по образцу Gamo.


В этом году к нам приехала очередная новинка, Hatsan 124.



Да-да, не просто так название намекает на уже привычный Hatsan 125, с которого мы начали обсуждение. 124-я модель построена на базе 125-го с применением более дешевых узлов перечисленных выше.
Т.е. это все тот же магнум, или как модно говорить в последние годы, "супермагнум".

За счет применения пластиковых деталей 124-й сбросил почти пол кило веса до 3350г.
Разумеется, это благоприятно сказалось и на цене. На момент весны 2020, Hatsan 124 стоит чуть меньше 12600руб, в то время как Hatsan 125 стоит уже 18000руб! Разница почти в 50%!

Муфта ствола пластиковая, уплотнение перепуска идентичное всем остальным переломкам от Hatsan.
Стоит еще раз отметить гораздо более приятную работу механизма запирания ствола. В отличии от 125го, по стволу не надо стучать ладонью, что бы его открыть. Так же нет нужды захлопывать ствол с размаху, все работает в меру плотно и без подклинивания характерного для классических моделей.

Спусковой механизм конструктивно проще, чем Quattro Trigger у 125го. Он менее информативен, не имеет столь продвинутой системы регулировки, но при этом общее усилие спуска примерно такое же или даже чуть ниже, чем у недоработанного QT.
К слову, хорошо заметно, что более простой механизм зависим от силы пружины и на 124-м усилие спуска все же больше, чем у Альфы оснащенной тем же механизмом.
Тем не менее, усилие спуска все равно примерно в полтора раза ниже, чем у соразмерного Stoeger X50 оснащенного механизмом родственной конструкции.







Так же, по фото выше можно обратить внимание, 124-й оборудован пластиковой планкой для установки прицела, которая позволяет устанавливать кронштейны как на ласточкин хвост, так и на вивер. Конструкция имеет профиль трубы, установлена с натягом и в продольном направлении зафиксирована штифтом спускового механизма.
Аналогичное решение применяется на уже знакомой Альфе и новых Airtact ED.

Вместо толстого и ажурного затыльника Triopad®, который ставят на приклад 125-го, на 124-й установили более тонкий и жесткий затыльник от Hatsan 70.



Крепление ложи в передней точке осуществляется через сайлентблок, решение известное в заводской терминологии как SAS(Shock Absorber System).
Крепление производится одним поперечным винтом, с обратной стороны ложи имеется гайка законтренная маленьким винтиком М3.
После снятие ложи можно рассмотреть железо.

Если бы не блок крепления SAS, можно было бы сказать, что Hatsan 124, это Альфа отмасштабированная до размеров 125-го. Частично так оно и есть и получившуюся винтовку действительно можно смело назвать своего рода гибридом Hatsan Alpha и Hatsan 125.
Даже предохранитель, который снаружи идентичен 125-му, конструктивно идентичен таковому на Альфе, что впрочем и не удивительно учитывая применяемый спусковой механизм.







Для разборки необходимо отцепить тягу автоматического предохранителя, а после этого упереть винтовку задником в пол и выдавить штифт крепления спускового механизма. Задняя часть колодки спускового механизма по форме идентично заднику Hatsan 125, в отличии от Альфы там нет выступающей кнопки предохранителя. Поэтому можно не использовать специальный съемник, а смело опирать винтовку прямо задником в пол.
Ослабленная пружина, которая стоит внутри, почти не оказывает сопротивления и удержать ее не составляет никакого труда.

Как видно, спусковой механизм объединен с задником в единой колодке. Снимается все в сборе, ничего разбирать не надо.
Подробнее о спусковом механизме можно почитать тут.







Для извлечения поршня потребуется снять ствол.
Для этого надо открутить винт ствола. Сначала откручивается маленький, стопорный винт, за ним основной.
Иногда бывает, что винт трудно стронуть во время первой разборки, в таком случае можно воспользоваться ударной отверткой.

Обратите внимание, отверстие под ось вращения смещено вниз, по этой причине муфту со стволом от Hatsan 125 установить невозможно. Отверстие смещено из-за стальной втулки запрессованной в муфту, на которой вращается ствол.
По совместительству втулка удерживает ригель ствола, аналогично Gamo и клонам. Ригель так же аналогичен Gamo, имеет внушительную длину и диаметр 10мм, а так же достаточно мощную пружину. Благодаря этому ствол надежно удерживается в закрытом состоянии, но при этом не клинит, как в случае с Hatsan 125.
В шарнире имеются две тонкие, стальные шайбы для компенсации зазора в рогах.







После снятия ствола можно извлечь поршень.
Поршень аналогичный 125-му. Здоровая и тяжеленая гиря..
В новой винтовке всегда большое количество турецкого вазелина. Его обязательно надо вычистить, в противном случае неизбежен дизель , что скорее всего приведет к прогару манжеты.
В случае необходимости, если манжета повреждена на заводе при сборке, можно использовать VD манжету для Hatsan 125. Хотя и стоит отметить, что новые, красные манжеты вполне неплохого качества и если она не повреждена, можно смело ее использовать.

Ход поршня чуть сократился и составляет 116мм, диаметр компресора по прежнему 29мм.



К сожалению, с 2016г в комплекте с продукцией Hatsan больше нет второй, полноценной пружины. В магазинах часто предлагают докупить или даже отдают бонусом синий пакетик с пружиной, но к заводу эта пружина никакого отношения не имеет. Это дешевый контрафакт, крайне низкого качества. Об этом и многом другом я писал тут.

В качестве замены отлично подойдет газовая пружина для Hatsan 125 производства Vado123.
Пружина устанавливается штоком вперед, для центровки на дне поршня имеется 8мм глухое отверстие.
Поскольку диаметр углубления в заднике равен внутреннему диаметру поршня, голова пружины отлично отцентруется без всяких дополнительных переходников и адаптеров. Поджатие пружины в таком варианте установки составит около 6мм.

Оптимальным усилием пружины я считаю 75кг. Этого достаточно для получения скорости 310м.с. тяжелой пулькой 0.68гр. Заявленные 380м.с., даже с легким плюсом получаются на пульках Geco массой 0.45гр.
Разумеется, все наши пульки дозвуковые, на сверхзвуке аэродинамические показатели и баллистический коэффициент резко снижаются и пулька почти моментально теряет свою энергию возвращаясь обратно на дозвук. Поэтому массу пульки надо подбирать таким образом, что бы скорость была изначально дозвуковой.





На данный момент, могу констатировать факт, что данных винтовок на руках совсем немного и особым спросом они пока не пользуются. На форумах периодически возникают сомнения в рациональности такого рода удешевления. С моей точки зрения, рациональное зерно тут точно есть.
Первое и пожалуй ключевое для данного класса продукции, Hatsan 124 на 50% дешевле, чем 125-й, при этом не уступает ему по ТТХ, а в некоторых аспектах эксплуатации даже проглядывается улучшение. Хотя и стоит признать, что спусковой механизм уступает по возможностям регулировки и доработки.

Стоит ли бояться за пластиковую муфту? В перспективе рядовой эксплуатации нет. Отверстие шарнира ствола завтулено, что делает невозможным износ отверстия, которым страдает ижевская МР512.
Конечно, винтовке не поздоровится в случае забананивания, но и любая другая переломка требует после этого достаточно сложного ремонта. К тому же это нельзя назвать нормой эксплуатации, это скорее авария.
Да, можно сказать о том, что через 20 лет, может быть, пластик потеряет свои свойства, станет хрупким и все такое..
Не знаю, возможно. Но так ли это важно для low-cost продукции? Тот же 125-й, в большинстве случаев работает один сезон или даже меньше, а потом благополучно забывается и ржавеет на чердаках и в гаражах.
Можно говорить о том, что пластик не выдержит суровых морозов.
А вам точно захочется плинковать из пневматики в -20? К тому же, я гарантирую, ложа лопнет раньше!
125-е с этой проблемой несут в ремонт даже в мягкие московские зимы. В то время, как случаи поломки муфты на Альфе, Аиртакте или Спитфайре мне пока незнакомы, хотя две зимы уже прошло.
Да, можно забыть об относительно простом перестволении. Но опять же, в общей массе, это нужно ничтожно малому проценту владельцев. Думаю, многие читающие даже не поймут о чем идет речь ;)

Стоит ли переживать за спусковой механизм?
Два года уже эксплуатируется обновленный Hatsan Striker, а так же Аиртакт и Альфа, с точно таким же механизмом. И мне пока неизвестны случаи разрушения колодки спуска. Хотя на моем обслуживании находится большое количество этих винтовок.
Гораздо более тонкая и хрупкая колодка, тоже отлитая из пластика, устанавливается на пистолет Hatsan 25 уже лет 8, а может даже и больше. Да, мне известны единичные случаи поломок произошедшие во время грубой сборки и не относящиеся к стрельбе. Но в целом можно констатировать успешность эксплуатации и данного узла.

Переживать ли за то, что механизм технически проще и менее перспективен, чем Quattro Trigger?
Во первых, QT в стоке тоже не особо то и подарок и с ним надо уметь работать и понимать как настраивать. И я совершенно точно говорю, рядовому потребителю, который просто купил винтовку пострелять, это недоступно.
К тому же, даже правильно настроенный QT, в случае с таким дурострелом, как Hatsan 125, не может как то повлиять на результат.
На стрельбе по бутылкам, это не отразится никак. А для бумаги эта винтовка изначально непригодна, еще на уровне идеи.

Тоже самое относится и к планке для установки прицела.
А нужен ли вообще прицел для такой винтовки? Ее потенциал вполне раскрывают и штатные, открытые прицельные приспособления. К тому же стоит помнить, что далеко не любой прицел выживет на такой винтовке и сэкономить тут явно не получится.
Выдержит ли пластиковый вивер установленный прицел? Не знаю, честно, модель новая тут только ожидать статистику. Но на той же Альфе никаких проблем нет.
Если честно, я более скептично отношусь к планке на новом Strike One B029, особенно учитывая, что винтовка не оборудована открытыми прицельными приспособлениями.

В целом, как по мне, нормальная винтовка для ознакомления с пневматикой.
Да, это не самая дешевая винтовка в классе. Есть еще Kral N-11, он еще дешевле. Но к нему и вопросов в плане надежности даже больше чем к герою нашего обсуждения. Да и качество изготовления ниже. ;)

Да, конечно, лучше начинать с других винтовок..
Но в большинстве случаев, покупая первую винтовку, человек приходит в магазин и задает вопрос, "а что у вас самое мощное и подешевле!?"
Как правило, долго этот этап не длится, человек либо закидывает винтовку на чердак через пару пострелушек, либо становится аерганером и покупает что либо более разумное.
Но даже если понравится, не вижу никаких препятствий, что бы Hatsan 124 удовлетворял незатейливые запросы рядового плинкера выходного дня. :)



Напишите мне



3*1