Исчезновение ролика на тяге взвода МР-512. 2024г.



1.5 В связи с постоянной работой по совершенствованию винтовки в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в настоящем издании паспорта.
Знакомая цитата, не правда ли? Это одно из первых положений паспорта любого оружия производства Ижевского механического завода, которое декларирует постоянную работу организации по ухудшению модернизации продукции. Конечно же, в первую очередь это подразумевает оптимизацию производственных затрат с целью улучшения динамики квартальных отчетов :)
Я думаю, можно не перечислять в рамках данного обзора полный список внесенных изменений со времен начала производства МР-512 в 1998г. Тем более, что все ижевские переломки со времен появления ИЖ-22 в 1966г, несмотря на разные индексы, представляют собой не новые модели, а продукты такого рода переработки и адаптации. Однако совсем недавно мной было отмечено одно важное нововведение, которое с моей точки зрения нельзя оставить незамеченным.
Речь идет об исключении ролика из конструкции тяги взвода.

Так получилось, но на протяжении времени многие считали именно этот ролик ключом всех проблем со взведением МР-512. Однако ролик сам по себе не является причиной, на ИЖ38 этот же самый ролик работал без каких либо проблем, годами и десятилетиями! Дело в том, что в случае ИЖ-22/38, весь механизм взведение разрабатывался и рассчитывался с нуля, а МР-512, это просто стрейтч, продукт масштабирования ради достижения бОльшего хода поршня. Я подробнее писал об этой истории в обзоре на МР-516, где вся эта ситуация стоит, или точнее уже стояла, еще более остро!

В случае с МР-512 проблемы со взводом решались относительно просто, изменением углов сопрягающихся плоскостей тяги взвода и зуба поршня. Это решение не только позволяло избежать задиров в компрессоре, но и серьезно снижало нагрузку в районе контакта тяги с компрессором, т.е. в районе того самого ролика.
В норме ролик никогда не оставлял задиров, а лишь несколько уплотнял под собой металл, делал своего рода накатку.
Как бы там не было, но ролик выполнял старую как мир работу, а именно трансформировал трение скольжения в трение качения.
Да, ролик можно успешно и зачастую даже более успешно заменить пластиковой лыжей. Разного рода пластиковые сепараторы де-факто стали стандартом в разработке механизмов взведения в современных ППП.
Однако, оставить голую тягу взвода точно не является хорошей идеей. Если рассматривать "С" версию, то скорее всего ничего не произойдет, однако в полноценном варианте будут задиры!
Я неоднократно встречался с мурками в которых владельцы просто снимали ролик считая его источником бед и всегда это приводило лишь к усугублению ситуации!
Тяга начинает опираться на шарнир-сочленение, а трение и задиры увеличиваться в прогрессии, вплоть до заклинивания и невозможности взвести винтовку!

Для полного понимания, а так же для тех, кто никогда не разбирал МР-512, приведу сравнение, чем обновленная тяга взвода отличается от старой.





Как это не странно, но с решением подобного вопроса владельцы МР-512 сталкивались и раньше. Разве что раньше пилили сложную лыжу под фрезерованный паз, а теперь полная свобода действий!
В случае с МР-512 логично и правильно было бы разместить два сепаратора. Один как можно ближе к шарниру тяги и второй так, что бы он сразу, еще до взведение находился на компрессоре. При этом вторая вставка не должна выходить в паз компрессора, что бы не рваться об его край.
Поскольку у нас полная свобода действий. просто сверлим два глухих отверстия на расстоянии 20 и 50мм от края тяги взвода. При таком расположении будут соблюдены вышеописанные требования.
В полученные отверстия забиваем два пластиковых цилиндрика и подбираем высоту, что бы тяга уверено двигалась и не застревала в кронштейне. Диаметр отверстий я делал 5мм, глубину 4мм.





Так же не будет лишним несколько сгладить пескоструенную поверхность компрессора, хотя бы на доступном участке. Сопрягающиеся поверхности желательно смазать консистентной смазкой.

Работает взведение в таком виде пожалуй даже лучше, чем с классической лыжей! Это и не удивительно, учитывая несколько разнесенную опорную базу, а так же более близкое к шарниру расположение одной из вставок.
Однако стоит заметить, что данная операция все таки требует определенного слесарного навыка, в противном случае можно испортить тягу взвода. Так же надо выточить две кнопки или хотя бы напечатать их на принтере, что так же доступно далеко не каждому.





Несмотря на, казалось бы, очевидную причину внесенного изменения, обязательно найдутся комментаторы, которые скажут, "а ты не лезь туда ручками, специально сделано, что бы народ не придумывал лишнего!"
Вспомним, для чего вообще и как была сделана МР-512! Если все равно все свелось обратно к 3Дж изделию, верните назад ИЖ-38! Если все равно не нужен больший объем компрессора, во всем остальном ИЖ-38 работает гораздо лучше!

Но это конечно смелые фантазии, а в реальном мире актуальнее рассуждать о том, какая еще "работа по совершенствованию конструкции" ожидает нас в следующий раз?