Retay 125X и Retay 135X, он же ИР-616
Написано 2019г, дополнено в 2022г.
Retay 125X и Retay 135X появились в российских магазинах относительно недавно и еще не успели прочно обосноваться в своей нише.
Первое знакомство с данной моделью произошло в 2019г, под именем ИР-616.
Компания Ижевские ружья собрали партию Retay 125X, попутно проведя небольшую модернизацию. Модернизация заключалась в установке ствола от МР512.
На момент 2022г ИР-616 больше недоступны к покупке. Однако в магазинах появились винтовки под оригинальным брендом.
Retay 125X и следовательно ИР-616 имеют классическую ложу Монте-Карло.
Стилистика ложи во многом заимствована у Diana 31. Пластик оставляет очень приятные впечатления, без ярко выраженных швов и без заусенцев.
Железо сидит хорошо, без щелей и перекосов. Пожалуй, это одна из лучших лож в данном ценовом сегменте!
Приклад на конце имеет интересный, несимметричный затыльник, явно ориентированный на правшу.
Retay 135X имеет спортивные намеки во внешности.
Зачем это нужно "магнум" винтовке, лучше не спрашивать, вряд ли на это сможет ответить даже сам производитель :)
Но можно оценить, что же из этого вышло.
Ложа сделана из хорошего пластика, швы на стыке формы минимальны, никаких заусенцев, железо сидит хорошо.
Да и в целом, в руках лежит неплохо. Но есть и ряд огрехов, как эргономических, так и эстетических.
Посмотрите на эти псевдо хромированные вставки под пяткой рукоятки и затыльником. Это же просто какой-то кошмар!
Ужасные, пластиковые вставки напоминают фурнитуру самых дешевых подвальных смесителей!
Не хватает только золотых зубов в комплекте!
Ровно так же вызывает недоумение резиновая вставка в рукояти.
Разумеется, она как ластик будет стирать с рук все загрязнения. И это не вопрос гигиены, а только лишь времени.
Зачем этот сборник грязи и микробов?
Ровно тоже актуально и для прорезиненной щеки, которая ко всему прочему еще и дергает за бороду!
У щеки предусмотрена вертикальная регулировка. Механизм хороший и довольно приятно работает.
Вот только один нюанс. Даже в самом нижнем положении, щека находится слишком высоко для стрельбы с открытым прицелом, которым Retay 135X так же оснащен.
С моей точки зрения, регулируемый затыльник был бы более актуален, но его тут нет..
Рукоять винтовки кажется пропорционально большой, но это скорее иллюзия. Да, она длинная, но очень худенькая в сечении, под маленькую руку.
Несмотря на описанные недоработки сама концепция ложи довольно неплоха и для не сильно крупного стрелка она должна быть удобна.
Для крупного мужчины ложа Retay 125X подойдет лучше.
Когда в 2019г анонсировался ИР-616, этому сопутствовал заметный ажиотаж.
Для модели был заявлен крупный компрессор диаметром аж 31мм, а так же новый, разгруженный спусковой механизм! Большая редкость для бюджетного ценового сегмента.
Ажиотажу поспособствовала и относительно невысокая цена, которая на тот момент составляла всего около 10тыс. рублей.
Это было примерно на четверть меньше, чем соразмерная МР 515 "Барракуда", которая так же продавалась компанией Ижевские Ружья(не путать с Ижевским механическим заводом).
А вот и они вместе, представители двух, совершенно разных миров, но продаваемые в то время под одним брендом.
Попробуем разобраться в особенностях Retay 125/135X.
Одна из заявленных особенностей, это спусковой механизм, конструкция которого заимствована с диановского ТО6, в том варианте, который устанавливается на N-tec серию с боковым зацепом поршня.
Для данной ценовой категории это очень хорошее предложение, которое вполне можно сравнить с Quattro Trigger от Hatsan.
К сожалению, несмотря на техническое заимствование, механизм не работает так здорово как в оригинале.
В первую очередь механизм не является двухступенчатым.
По непонятной причине турки умышленно отказались от второго передаточного плеча и механизм работает только через первую ступень.
По этой причине ход спуска имеет весьма значительную длину и не имеет какого либо предупреждения.
Да, усилие спуска весьма не велико по меркам класса, чуть больше полкилограмма, но оригинальный ТО6 имеет еще меньшее усилие, причем на второй ступени и с минимальным рабочим ходом. А если аналогично отключить вторую ступень, то усилие спуска на немецком механизме и вовсе будет в районе 150гр!
Второе, вопреки винтикам в крючке, фактически механизм является нерегулируемым.
Да, первым винтом можно увеличить длину хода спуска, но зачем, если он и так излишне длинный?
Второй винт, по сути, вообще декорация, за ним находится маленькая пружинка, которая не дает крючку свободно болтаться на невзведенной винтовке.
Такой же, только для галочки, является и регулировка усилия спуска. Ход этой регулировки настолько мал, что не меняет абсолютно ничего.
Дальше, когда я буду подробнее рассматривать устройство спускового механизма, мы еще вернемся к вопросу регулировки.
На этом фоне и в том же бюджете, Quattro Trigger, работает и регулируется ощутимо лучше.
В том числе и усилие спуска, если аналогично отключить вторую ступень, у механизма от Hatsan будет ниже, без каких либо доработок.
Тем не менее, это все таки разгруженный механизм, где усилие и характер спуска зависит не от силы пружины, а от текущей настройки механизма.
То как механизм настроен в стоке, это всего лишь дивиантное видение турков на то, как должен работать спуск.
Но даже прямо из коробки, он все равно выглядит очень выгодно на фоне простых турецких гамоклонов, а так же китайских Crosman и Stoeger.
Предохранитель автоматический, удобно расположен. Но щелкает только на взведенной винтовке, после выстрела он блокируется в переднем положении.
Механизм запирания ствола работает приятно, но только после смазки.
С завода ригель и канал ригеля совсем сухие, без смазки. Аналогичная ситуация и в шарнире ствола.
Для открывания ствола требуется произвести удар ладонью по надульнику, в противном случае ствол открыть сложно или даже невозможно.
После смазки ШРУСом или любой другой качественной консистентной смазкой, все приходит в норму.
Да, работа узла не такая четкая и приятная как на том же Gamo Hunter 1250, но гораздо лучше, чем у переломок от Hatsan, а так же хорошо знакомых многим Crosman и Stoeger!
Усилие взведения, достаточно высокое! Можно обратить внимание на относительно небольшой угол взведения, в следствии использования универсальной муфты ствола, очевидно общей с другой моделью, с бОльшим ходом поршня.
При этом в каталоге Retay такой модели нет. Может быть это задел на будущее?
Сняв ложу, можно ознакомиться с железом. Фото кликабельно.
Видно, что изначально ноги растут все от тех же гамоклонов, общая компоновочная схема осталась неизменной.
Но в данном случае это не более, чем по мотивам. Огромный компрессор и принципиально иной спусковой механизм не дают возможности провести прямую аналогию.
Обратите внимание, на тяге взвода отфрезерован зацеп под предохранитель, который должен страховать от захлопывания ствола во время установки пульки.
На колодке спускового механизма имеется кронштейн-ушко к которому явно крепится пружина предохранителя.
Предполагаю, что предохранитель имеется на более дорогих версиях. Но универсальность деталей вполне позволит установить их и тут, если будет желание и возможность где то их приобрести.
Когда будите снимать декоративный колпачок в задней части компрессора, осторожнее не потеряйте пружинку, она легко может улететь, если не знать о ее наличии.
Пружинка маленькая, всего 3мм в диаметре, но при этом довольно жесткая. Подобрать такую в случае потери будет весьма сложно.
Эта пружинка обеспечивает фиксацию предохранителя в крайних положениях и ощущение щелчка. Под пружинкой находится шарик, именно он непосредственно взаимодействует с самим предохранителем.
Для последующей разборки потребуется изготовить съемник.
Дело в том, что предохранитель невозможно предварительно снять и упираться в него тоже нельзя.
У Retay 125X кнопка предохранителя чуть короче, у 135го длиннее. Это связано только с использованием разных лож, сам механизм идентичен.
У меня давно валялись отрезанные рога мурочного компрессора, они идеально подошли для разборки Retay :)
Параметры оригинальной пружина следующие:
- Проволока 3.1мм, 36 витков
- Длина 295мм(новая скорее всгео 300 или чуть больше)
- Диаметр 19,8
Но вернемся к спусковому механизму.
На фотографиях ниже, отлично видно, что усилие стрелка передается только через одно плечо. Второго винта могло бы и не быть, он лишь создает формальную видимость какой то регулировки.
Но никто не мешает самостоятельно модифицировать механизм, что бы он работал как полноценный, двухступенчатый.
Для этого потребуется выточить новый винтик и подобрать другую пружинку, которая, напомню, несет очень простую и незамысловатую функцию, на дать крючку свободно болтаться на невзведённом механизме.
Плюс к этом, надо будет заглушить углубление на третьем шептале пробочкой из любого цветного металла и отшлифовать поверхность вровень.
Так же, я не знаю и не исключаю, что есть заводские версии механизма с другим спусковым крючком и следовательно с другим характером спуска.
Еще ниже, на фото мы видим пружину третьего шептала в положении после выстрела, либо до взведения.
Как видно, пружина подобрана таким образом, что почти полностью сжата и места для регулировки усилия спуска почти не остается.
Слева и справа два крайних положения, которые никак не ощущаются тактильно и с трудом различимы даже на фотографии. Еще одна регулировка "для галочки".
Хотя я опять же не исключаю, что есть версии и с другой, менее жесткой пружинкой третьего шептала. Да и самостоятельно подобрать нужную пружинку, в случае надобности, несложно.
А вот как устроен сам механизм. Слева во взведенном положении, справа после выстрела.
Второе шептало под действием пружины всегда стремится повернуться против часовой и выйти из зацепления с первым шепталом.
На взводе, второе шептало удерживается третьим, на которое воздействует спусковой крючок.
Процесс выстрела выглядит так.
Спусковой крючок воздействует на третье шептало, выбирается рабочее перекрытие.
Как только перекрытие выбрано, второе шептало под действием пружины уходит и первое шептало проваливается, освобождая поршень.
Поскольку сила пружины второго шептала несравнимо ниже силы пружины поршня, нагрузка на перекрытии значительно снижается и не зависит от силы пружины поршня.
Я не стал снимать первое шептало, по причине того, что отверстие под ось, с краю, варварски расплющено молотком, так что погнутым оказался и сам кронштейн.
Лишний раз штифт лучше не двигать. Но предполагаю и так очевидно как оно выглядит и взаимодействует со вторым шепталом.
На одной из винтовок вылез баг, при нажатии на спусковой крючок выстрела не происходило.
При этом спусковой механизм щелкал, расцеплялся, а поршень повисал на первом шептале.
Очень неприятная и опасная ситуация, во время которой выстрел может произойти в любой момент, сам по себе!
После легкой шлифовки поверхности контактирующей с поршнем баг пропал.
После извлечения колодки спуска и пружины можно извлечь поршень.
Для этого надо сначала вывести тягу взвода из паза компрессора. На данной модели тяга извлекается с закрытым стволом.
Поршень, классическая катушка, большой и массивный, но тем не менее не особо тяжелый, масса голого поршня 260гр и чуть больше 300 с небольшим утяжелителем.
Параметры компрессора 31*90мм.
Задняя бобышка, которая взаимодействует с тягой взвода и спусковым механизмом, выполнена отдельной деталью, закалена и прикручена к трубе на резьбу. От раскручивания предохраняет капля сварки, которая зашлифована вровень с поверхностью.
Манжета толстая и высокая. Прямых аналогов нет и подобрать ни от чего не получится.
К сожалению и оригинальных манжет в продаже пока не видно.
Шарнир ствола, типичный шарнир гамоклона. В соответствии с национальными особенностями, винт ствола имеет цилиндрическую головку и соответственно ступеньку в ответном отверстии. Напомню, что у китайцев и в оригинальном Gamo голова винта проточена на конус.
У новичков даже может появиться приятная иллюзия, что они могу затянуть рога посильнее, но делать этого не стоит. Зазор должен выбираться шайбами, если шайбы зазор не выбирают, рога сожмутся наискосок. Тактильно будет казаться, что ствол вращается с большим усилием, но на практике это будет означать лишь затирание муфты передней кромкой рогов..
Ослаблены Retay 125/135X зауженным перепуском.
ИР-616 продавался в варианте сертификации "до 7,5Дж", тогда как Retay 125\135X продаются в задушенном виде под сертификатом "до 3Дж".
В таком виде винтовка зачастую не в состоянии даже вытолкнуть пульку из ствола!
Перепуск следует рассверлить до 3мм. Хотя для такого большого компрессора допустимо сделать и 3,5мм.
На самых новых экземплярах в перепуск закручен установочный винт, который можно просто выкрутить.
Иногда встречается неприятность в виде несоосно нарезаной резьба на винте ствола. Это приводит к тому, что ствол меняет свое положение в вертикальной плоскости в зависимости от угла поворота винта.
В случае обнаружения подобного недуга, винт следует выточить новый. Плюс ко всему, его можно и нужно сделать плотнее. В оригинале там зазор в районе 0,1мм, это очень много для такого диаметра!
Ригель запирания традиционно удерживается втулкой оси ствола.
Сам ригель красивый и аккуратный, имеет высокую твердость. Но при этом абсолютно сухой, как и отверстие, в результате чего подклинивает.
Рекомендую смазать ригель и отверстие, а так же шайбы на муфте ствола любой качественной консистентной смазкой.
После пары десятков выстрелов, когда смазка распределится, излишки убрать.
После смазки узел запирания работает образцово хорошо! Более дорогие Crosman и Stoeger вчистую проигрывают Retay в этой дисциплине!
При желании можно установить газовую пружину.
Если выбирать из готовых, то ближе всех пружина для Remington NPSS производства Vado123
Для установки пружины необходимо извлечь из колодки спуска направляющую пружины, выдавив поперечный штифт.
В образовавшееся углубление надо выточить и установить центрующую втулку диаметром 12мм и высотой 13мм. На цилиндр пружины надо выточить колпачок для центровки диаметром 20мм
С пружиной 70кг винтовка дает 285м.с. пульками JSB Exact 0.547гр и 250м.с. JSB Heavy 0.67гр.
Взводится винтовка довольно тяжело, лишь немногим легче, чем Hatsan 125.
На пружине 60кг, 260м.с. и 230 соответственно. В таком виде настройка получается идентична настройке на оригинальной витой пружине.
Работает винтовка в таком режиме намного приятнее.
Так же замечу, пластиковый вивер сверху, это всего лишь декоративная крышечка.
Предполагаю, что ставить прицел на него никто не планировал с самого начала. Он легко болтается прямо от руки, да и конструкция очень тоненькая и хлипкая.
По этой причине я сразу его снял, а прицел закрепил на ласточкином хвосте отфрезерованном на компрессоре.
Ласточкин хвост хороший, глубокий, но пришлось самостоятельно просверлить отверстие под стопор кронштейна.
Отстрел в тире на 25м показал, что винтовка, в следствии малой массы очень чувствительна к хвату. Малейший завал или ошибка в отработке спуска сразу превращаются в значительный отрыв.
На фотографии четыре группы по пять выстрелов. ФТ позиция. JSB Heavy 250м.с.
Слева, удивившись и для проверки себя, сделал 5 выстрелов из Молины.
Тем не менее, считаю, что попривыкнув вполне реально уложиться в 30мм на данной дистанции.
Возможно подобный результат сморится не очень здорово на фоне диванных стрелков, которые бегают по всему интернету с однажды выстраданной бумажкой.
Но это честный результат, совершенно обычный для винтовки данного класса.
В придачу, не стоит забывать, что это отстрел совершенно стоковой винтовки, со всеми найденными недостатками.
Кроме установки газовой пружины с винтовкой не производилось никаких работ, а потенциал по тюнингу у конструкции определенно имеется.
Подводя итог, хочу заметить, что предложение все же не уникально.
Retay 125\135X помимо ряда достоинств обладает и вполне ощутимым списком недоработок.
Тем не менее, общее качество изготовления весьма приличное и своих, небольших денег данная винтовка определенно стоит.
Ближайший аналог, с которым можно сравнить Retay 125\135X, это конечно же уже давно знакомый, но растерявший былую популярность Hatsan 70.
Они схожи по габаритам, массе и мощности. А главное, это две развлекательных винтовки, которые задуманы для одних и тех же целей.
Непринужденный плинк и пест-контроль, с чем и тот и другой готовы справиться за весьма небольшую по нынешним временам сумму.
Но если Hatsan изучен вдоль и поперек и уже успел наскучить массовому потребителю, то в случае с Retay 125\135X выдается отличная возможность познакомиться с новой конструкцией!