МР 515 Барракуда





Долгое время, винтовка МР512, производства Ижевского механического завода, была самой ходовой моделью в оружейных магазинах России.
Аудитория покупателей мурки чрезвычайно широка, она вполне заслуженно несла имя народной винтовки, а в 2004 году получила диплом конкурса "100лучших товаров России".

Ее покупали как для первоначального обучения стрельбе, так и для последующей доработки. Не в последнюю очередь, популярность модели была столь высока благодаря невысокой цене. МР512 была дешевле ближайших конкурентов из Турции и Китая, не говоря уже о винтовках из Европы.

Это же было и главной слабостью модели, потому как без доработки она уступала конкурентам по потребительским качествам. Это и не удивительно, МР512 представляет собой модернизацию винтовки ИЖ 22, которая увидела свет в 1966 году, 50 лет назад! Уже тогда винтовка мало чем отличалась от современной "мурки", а многие детали ИЖ22 и МР512 взаимозаменяемы, спустя пол века на конвейере..

Само собой, развитие пневматики, за пол века ушло далеко вперед.
У нас же отраслью занимались по остаточному принципу, внося незначительные изменения в старые модели.
В 79г ИЖ 22 превратился в ИЖ 38, который модернизировали еще дважды. А в 1998г появилась МР512. Главным отличием МР512 стал увеличенный ход поршня, 83мм против 50мм на ИЖ38С.

МР512 в ходе своей жизни претерпевала некоторые изменения. В 2006 году завод впервые изготовил пластиковую муфту ствола. Т.н. "старая муфта" вскоре была снята с производства из-за большого количества нареканий и поломок. Но в 2009г завод изготовил т.н. "новые муфты", проблем с которыми уже нет.
В целом же, кроме мелких модернизаций, конструкция винтовки не менялась на протяжении 17 лет.
Современная МР512, это модернизированный ИЖ 38, с увеличенным объемом компресора для достижения большей мощности. При этом, МР512 даже уступает старичку по эргономике и плавности работы, сохранив все генетические недостатки.
Массивная и тяжелая колодка спуска, которая живет отдельной жизнью со всем остальным железом. Под действием перегрузки, помимо того, что вносит диссонанс в общую амплитуду, тянет отверстие под крепление в компресоре.
Недоработанная кинематика взвода и спуска. Задиры компресора поршнем внутри и шарниром тяги снаружи.
Проблемное место перехода стенка-дно компресора. Старые ИЖи имели так называемую канаву на стыке двух деталей, значительный мертвый объем сильно снижал мощность винтовки даже по сравнению с заявленными цифрами. МР512 имеет кованый компресор, одной деталью. Но переход стенка-дно имеет скругление, из-за которого манжеты слеживаются и теряют компрессию.
Плохую посадку железа в ложе старого образца. Железо висит в растяжку на трех винтах, ложе при выстреле живет отдельной жизнью, сильно влияя на стабильность СТП. Эргономика ложи оставляет желать лучшего, как будто дизайнер специально думал, как сделать ложу наименее удобной.
Вопрос решился с появлением ложи нового образца, т.н. кроссовок, но и там не без проблем. Ложе из двух половинок скрипит, а затыльник попросту болтается.


Само собой, практика показала, порочность маркетинговой политики компании. Вопреки ожиданию, цена на МР512 медленно но уверенно ползла вверх. К 2013 году цены на МР512 и Hatsan 70 примерно сравнялись, лишь немногим дороже стоили и китайские винтовки Crosman.
Конечно, МР512 обладает некоторыми особыми качествами. Например экстремальной надежностью, дуракоустойчивостью и простотой эксплуатации. Но одного этого, для все более искушенного гражданского рынка, становится мало.

МР512 стремительно теряла позиции. Популярность мурки сохранялась в основном там, где планируется жесткая эксплуатация людьми не имевшими ранее дело с оружием. Парковые тиры, ДОСААф, школы и прочие стрелковые секции. Конечно оставались и любители модели, кто то брал винтовку изначально под доработку. А кто то и вовсе отдавал предпочтение МР512 чисто из патриотических убеждений.
Ситуацию несколько спас рухнувший в 14-15гг рубль. Мурка вновь стала в полтора-два раза дешевле ближайших конкурентов и продажи стали расти. Однако в массе своей, любители давно поняли, что хотят новую винтовку. Не очередную модернизацию бессмертного старичка, не новое ложе или надульник, а винтовку разработанную с нуля, с учетом недостатков МР512.

Забавно, но у ИЖевского завода такая винтовка есть. В 2002 году, завод запустил в производство принципиально новую винтовку, МР513М.

Вопреки расхожему мнению, МР513М и МР512 не имеют ничего общего конструктивно, унифицированы лишь по таким мелочам как уплотнение перепуска и намушник и запорный ригель..

При этом, 513 является весьма продвинутой винтовкой, даже по современным меркам.

Винтовка имеет ударно спусковой, классический курковый механизм. Курок освобождает поршень, который при помощи двух шариков удерживается на боевом взводе. Это позволило разгрузить спусковой механизм. Он не испытывает значительных нагрузок, а усилие спуска не зависит от усилия боевой пружины.
Удобный и надежный предохранитель. Включается автоматически при взведении или в ручную при желании, постановкой курка в среднее положение.

Не удержать, отпустить ствол и получить банан, частая история на прочих магнумах, в особенности на Хатсанах. С МР 513 такая ситуация исключена.
Для удобства взведения винтовка оснащена храповым механизмом, фиксирующим ствол в промежуточных положениях. И хотя такое решение кажется вполне логичным для винтовки с мощной пружиной, иностранные производители не утруждают себя применением храповиков. Из популярных, можно вспомнить разве что Diana серии 48-54 и АА ТХ-200.

Зазор в рогах скомпенсирован шайбами, а ложе удобно для взрослого человека, это то, чего очень не хватало старой 512-й мурке..

Есть и спорные моменты. Комперсор винтовки и муфта ствола изготовлены из сплава В95. С одной стороны, он имеет низкую массу и высокую коррозионную стойкость, с другой стороны, при стрельбе, это конечно же минус для мощной винтовки. Как и тонкий, 13мм ствол.

Но завод сделал очень большую ошибку, продавая винтовку только в одном варианте исполнения. В виде охотничьей пневматической винтовки, в категории лицензионного оружия. Продажи оказались совсем не велики, а винтовка на руках большой редкостью.

В то время как конструкция модели позволяет изменять ход поршня заменой всего лишь хвостовика поршня. Конечно пришлось бы укоротить и тягу взвода, перенеся ось ее качения ближе к оси качения муфты ствола, что сохранило бы угол взведения и работу храповика. Но в целом, приведение винтовки к законодательно разрешенному порогу безлицензионности не потребовало бы больших затрать на проектирование и оснастку.


Спустя больше 10 лет, компания "Ижевские ружья" решила восполнить этот пробел и все таки выпустить винтовку в свободную продажу под именем МР 515 Барракуда.



Винтовка сертифицирована в категории "пневматическое оружие до 7.5Дж" и продается свободно, гражданам по достижению 18 лет.

Баракуда довольно большая и массивная винтовка, но при этом удивительно легкая. Вес всего 3.3 кг. В то время как гораздо меньшая МР512 весит 3кг. Прямой одноклассник Hatsan 125, вполне сходных габаритов, 3.8кг, а аналог в дереве, Hatsan 135 уже 4.2кг..




Примерно в 2018г компания "Ижевские ружья" слегка подретушировала ложу.
Винтовка стала намного лучше выглядеть, существенно улучшилось удержание в районе рукоятки.
Рукоятка несимметричная, спрофилирована для правши. Стал выше и толще гребень приклада, за счет хорошо развитой щеки.
Из минусов, приклад стал короче и для человека ростом 180-185см необходимо прибавить около 3-4см. Я думаю этого реального добиться с помощью толстого, резинового затыльника, который теперь, фактически становится необходимым аксессуаром.
Так же, пока не очень понятно что делать левшам, поскольку им такую ложу использовать будет ощутимо сложнее.





Ослабление выполнено только пружиной, что конечно же, для такого большого компресора, не правильно. Но на безрыбье как говорится...каждый сам себе "ослабит" как ему нравится. В комплекте поставляется вторая пружина, но и с ней выстрел долгий и затянутый, винтовка работает совсем не так, как должна.

Выходов тут три.
-Купить и установить оригинальную пружину от МР513М
-Выточить новую направляющею под пружину gamo hunter 1250. Родная направляющая больше диаметром и пружина на нее не лезет.
-Сокращать ход поршня винтовки.

На данный момент было принято решение остановиться на первом варианте. По сути винтовка приводится к изначально задуманному состоянию.
В поведении ощущается дефицит массы, но даже в таком виде стрельба достаточно контролируема. Тот же Hatsan 125, несмотря на большую массу, стреляет грубее. Объясняется это очень легким для такой мощной винтовки поршнем, всего 300гр.(330гр с небольшим утяжелителем), это в полтора раза меньше, чем у того же хатсана.
Несколько досаждает дребезг пружины при выстреле, но это легко лечится установкой пластикового стаканчика в поршень.

Отдельно стоит упомянуть работу спускового механизма.
Как я уже говорил, поршень фиксируется на боевом взводе двумя шариками. При взведении шарики расклиниваются шепталом поршня и удерживают хвостовик за шайбу направляющей. Для выстрела необходимо сдвинуть шептало поршня вперед, шарики провалятся в углубления и поршень начнет движение.



Для воздействия на шептало поршня, а следовательно и для произведения выстрела используется ударно спусковой механизм куркового типа, закрепленный на компресоре двумя винтами, в виде отдельной колодки.


Курок имеет три положения.

-Спущено. В таком положении курок находится после выстрела и во время хранения винтовки.

-Предохранитель. Промежуточное положение. Автоматически включается во время взведения и блокирует шептало спускового механизма. Так же механизм допускает ручное снятие и установку на предохранитель.

-Взведено. Для взведения спускового механизма, надо отвести курок в крайнее заднее положение.
Обязательно помните, спускать курок на невзведенной винтовке нельзя, это может привести к поломке опорной площадки колодки спуска.
Манипуляции с курком производятся придерживая его большим пальцем.


Сверху положение спущено и на предохранителе, снизу на предохранителе и взведено.



Помимо этого имеется автоматический предохранитель, блокирующий спусковой крючок пока ствол не будет закрыт.

Спуск хоть и разгружен и не зависит от усилия пружины, но спортивным его назвать никак нельзя. Он полностью соответствует изначально задуманной концепции винтовки. Это спуск охотничьего оружия. Надежный, достаточно информативный и хорошо работающий в полевых условиях. В тоже время нельзя назвать его жестким, спуск гамоклонов, например StoegerX50, ощутимо грубее и менее информативен. Его вполне можно сравнить с quattro trigger в заводской настройке.
Имеется предварительный(свободный) и рабочий ход. Свободный ход мягкий, регулируется по длине в довольно широком диапазоне. Рабочий ход короткий, но достаточный для того что бы чувствовать спуск и не допустить случайного выстрела. Усилие спуска разнится от экземпляра к экземпляру, но в среднем находится в районе полутора кг. Завод перестраховываясь указывает допустимым значение до 34Н, но мне таких МР513-515 не попадалось.



Не лишним будет вспомнить, что одна из самых распространенных поломок мощных винтовок, это изгиб ствола вверх, так называемый банан. Возникает в случае, если не удержать ствол при взведении. Под действием боевой пружины ствол захлопывается, инерции массивного ствола вполне хватает, что бы изогнуться самому и расклепать ответную поверхность. Так же, бывает гнутся рога, срезается пятка тяги взвода или лопается перемычка поршня.
Баракуда оснащена храповиком, который блокирует ствол в промежуточных положениях не позволяя ему захлопнуться в случае выпускания ствола из рук при взведении. Так же, благодаря этому можно перехватиться при взводе, если возникнет такая необходимость.
Но есть один минус. Нельзя разрядить винтовку без выстрела. Не лишним будет напомнить, что стрелять вхолостую из пружинно поршневых винтовок и особенно из магнумов строго нельзя. Это очень важно, поэтому в случае необходимости разрядить винтовку, надо выстрелить в предмет способный удержать пулю и не дающий рикошета. Например деревянный брусок не менее 70мм в толщину.


Обслуживается винтовка сложнее, чем МР512. Для сборки-разборки надо знать некоторые особенности. Но в целом все не так сложно, с тем же хатсаном проблем в сборке-разборке куда больше.
Сразу стоит запомнить, что винты ложи обязательно должны быть плотно закручены, а с завода вообще посажены на герметик. Поэтому стоит сразу подобрать хорошую отвертку, что бы не портить винты. К сожалению подавляющее большинство винтовок приходят в обслуживание с уже порчеными шлицами. Не стоит ковырять винты первой попавшейся в руки отверткой.
Итак откручиваем три винта и снимаем ложе.
Ложе выполнено из березы, весьма массивное и ухватистое. Изнутри на ложе закреплена рейка храповика, от продольного смещения она удерживается винтом М5 удерживающим спусковую скобу.





И еще раз обратим внимание на храповик. Подпружиненный зуб собран на оси с двумя колесами, которые не дают тяге взвода уходить внутрь компресора и шоркать по пружине. Если вдруг разберете, приведу картинку, как выглядит сборка.



Теперь надо снять тягу автоматического предохранителя. Отцепляем пружинку и просто выводим тягу предохранителя из зацепления с тягой взвода.
После этого можно открутить колодку спуска. Колодка удерживается двумя винтами по бокам от оси компресора.
После снятия колодки спуска, спусковой крючок, не имея опоры, встанет в неестественное положение из которого перестанет нажиматься. Пока не обращаем на это внимание и откладываем колодку в сторону.





Задник винтовки удерживается двумя отдельными сухариками. На сухариках имеется проточка которой они фиксируются за край отверстия. Упираем железо задником в стол, снимаем напряжение пружины и извлекаем сухарики. По началу это может быть не так просто, надо поймать положение в котором сухарики не будут цепляться проточкой за края отверстий.
Аккуратно отпускаем и сразу ловим два шарика и шептало поршня. Пружина шептала поршня в большинстве случаев остается в штоке, но может и вывалиться в след за шепталом.
Маленькие детальки сразу откладываем в коробочку.



В задник утоплена направляющая пружины. Между направляющей и задником находится упорное кольцо. Именно за него шток поршня удерживается двумя шариками.



Поскольку винтовка имеет неразрезную тягу взвода, для извлечения поршня нам придется снять ствол.
Шарнир ствола прост и эффективен, схематически такой же, как и на МР512, но зазор в рогах скомпенсирован шайбами.
Откручиваем винт и снимаем ствол.
После этого можно извлечь поршень. При необходимости, можно сразу заменить манжету и уплотнение перепуска.







Перед установкой поршня берем коробочку, в которую у нас отложены мелкие детальки и устанавливаем на место шептало поршня и шарики.
На штоке поршня имеется разрезное пластиковое кольцо, оно выполняет функцию временного фиксатора шариков. Во время установки направляющая пружины сдвинет кольцо вперед по штоку поршня и освободит шарики.
Устанавливаем в полость штока поршня пружину шептала, затем само шептало поршня. Кольцо в это время должно быть перемещено ближе к краю на бОльший диаметр штока.
Утапливаем шептало поршня в шток поршня и удерживаем его в таком положении. Устанавливаем шарики в гнезда и фиксируем сверху разрезным кольцом.
Поршень готов к установке в компресор



Вставляем поршень и устанавливаем ствол. Сильно тянуть шарнир не надо. Меру затяжки определить просто, проверяем нажимая на конец ствола, при окончании воздействия ригель должен без затруднений возвращать ствол в исходное положение.
Дальше надо вставить пружину и зафиксировать ее задником.
Сжимаем пружину и устанавливаем сухарики. Залог успеха в верном позиционировании задника, если отверстия в заднике и компресоре будут совпадать, первый сухарик установится без особых проблем, второй вставить еще проще. Но делать это надо за один заход. Если по какой то причине вам придется отпустить винтовку после сжатия пружины, шарики и шептало поршня вновь выпадут и придется заново извлекать поршень для их установки. По той же самой причине, заранее, перед установкой убедитесь, что задник стоит правильно. Отверстия для крепления колодки спуска должны быть ниже оси компресора. В противном случае, опять придется все разбирать для установки шариков и шептала.



Теперь самое время вспомнить про колодку спуска и спусковой крючок, который перестал нажиматься.
Происходит это потому, что крючок не имея опоры подается вперед, шток с пружинкой, которые воздействуют на крючок, перекашиваются и не попадают в отверстие.
Выдавливаем оську спускового крючка и заново устанавливаем пружинку и шток.
Прикручиваем колодку спуска без спускового крючка и уже затем устанавливаем крючок с пружинкой и штоком на место.



Остается лишь закрепить тягу автоматического предохранителя и установить железо в ложу.
Обязательно проверьте затяжку винтов колодки спуска и винтов ложи. Если винты ослабнут, это может привести к поломке. Поэтому лучше использовать при сборке разборный фиксатор резьбы.