Спусковой механизм Diana TO2
Уверен многие задавались вопросом относительно маркировки спусковых механизмов Diana.
Почему после ТО1, следующий механизм получил индекс ТО5? В 2010-м ему на замену пришел ТО6. И тут вроде бы все закономерно, следующее поколение, следующая цифра в обозначении.
Так куда же в таком случае подевались номера в промежутке между 1 и 5?
Оказывается никуда они не пропадали!
Это малоизвестный в нашей стране факт, но параллельно с ТО1 производился и гораздо более примитивный механизм ТО2.
По какой то причине ТО2 обозначался и как ТО3 и как ТО4, причем без каких либо изменений, буквально через слэш в официальных деталировках.
Но странности и тут не кончаются. До какого то года механизм ТО1 вовсе не назывался именно так! Я однажды уже удивлялся этому факту при написании обзора на DIANA mod.20 T01.
Индексом ТО1 в то время обозначали самый простой и примитивный механизм, корни которого уходят в глубину веков. Очень условно и применительно к Диане, его можно считать наследием классической Diana mod.25. Да, цифра 25 в обозначении, это год начала производства данной модели :)
Но есть нестыковка и тут, т.к. аналогичный индекс ТО1 присваивался и спортивной Diana 75, у которой был опять же другой, очень сложный и высококлассный спусковой механизм.
Сплошной разброд и шатания в маркировках 80-х годов..
Тем не менее у нас есть официальные схемы тех годов.
Вот для примера Diana mod.24, небольшая винтовка предшествующая современным Diana 21 и 240. Тогда, еще будучи немецкой винтовкой, конструктивно почти идентичной старшим моделям, они комплектовалась разными спусковыми механизмами.
Официальная схема указывает на существование следующих вариантов:
- Diana mod.24 D — Тот самый механизм, который в последствии принял индекс ТО1
- Diana mod.24 ТО1 — Примитивный механизмом образца 1925 года(на самом деле гораздо более старого)
- Diana mod.24 ТО2, ТО3, ТО4 — тот самый, малоизвестный, "потерянный" вариант.
Я познакомился с этим редким механизмом совершенно случайно.
Мне принесли забананеную Diana 350.
Мое внимание сразу привлекла необычная форма спускового крючка, резко отличная от ТО1.
Сняв ложу я сразу понял, что это уникальный случай и по какой-то причине в винтовке установлен не виданный мной ранее механизм :)
Оказалось, что владелец после утери оригинального спускового механизма заказал новый в иностранном магазине, но перепутал индекс.
Поперечные отверстия в колодке спуска ТО1 и ТО2 расположены абсолютно идентично и поэтому механизмы взаимозаменяемы.
Вот только как и в случае замены ТО5 на ТО6, менять спусковой механизм надо в паре с поршнем, потому что профиль зацепа на хвостовике отличается.
По этой причине и произошел срыв поршня с последующим забананиванием.
Как видно по фотографии, механизм ТО2, это продукт унификации.
Технически он почти не отличается от простейшего, старого механизма из одной детали, который устанавливался еще в Diana 25. Однако расположили его в штампованной колодке спуска почти полностью идентичной ТО1.
Это позволило получить некоторые преимущества.
Поскольку механизм смонтирован в отдельной колодке, винтовку оснащенную им гораздо проще собирать.
Так же не потребуется устанавливать маленькую и неудобную пружину шептала.
Благодаря разделению шептала и спускового крючка, механизм имеет свободный(предварительный) ход крючка.
В колодке смонтирован автоматический предохранитель
Давайте рассмотрим устройство подробнее.
В колодке спуска смонтированы две взаимосвязанные детали, шептало и спусковой крючок.
На фотографии мы можем наблюдать три отверстия в шептале и два отверстия в спусковом крючке.
Правое-верхнее отверстие в шептале, это ось его вращения, т.е. основная ось, которым является один из поперечных штифтов устанавливаемых во время сборки.
Среднее отверстие, совпадает с правым отверстием на спусковом крючке. Через него проходит штифт являющийся осью вращения спускового крючка.
Отверстие в шептале сделано большим диаметром, поскольку шептало независимо перемещается относительно оси крючка
Разность осей вращения крючка и шептала создает новое передаточное отношение, что в свою очередь позволяет немного снизить усилие спуска относительно монолитной конструкции.
Левое отверстие в шептале и спусковом крючке, это точка взаимодействия.
Ось пропущенная через крючок, при нажатии нажимает на шептало и выводит его из зацепления с хвостовиком поршня.
На оси имеется втулка, изменяя диаметр которой можно регулировать величину свободного хода спускового крючка.
Ну куда же делся этот механизм потом, в последствии?
ТО1 заменили на ТО5, неужели ТО2 не нашлось места в обновленной линейке?
Это не совсем так, хотя частично верно.
С одной стороны, функционально ТО2 это все еще достаточно примитивный спусковой механизм самого начального уровня.
Но, с другой стороны, технологически он довольно дорог. Относительно большое количество деталей, сложная и точная штамповка.
Я совсем не удивлюсь, если окажется, что гораздо более продвинутый в функциональном плане ТО5 оказался еще и дешевле. Конечно, в таком случае это поставило крест на ТО2 в том виде в каком он существовал.
Но механизм не исчез окончательно.
В начале 00-х годов появилась китайская винтовка ВАМ-12, которая имела спусковой механизм, который очень похож на ТО2 и полностью повторяет его функционально.
На самом деле ВАМ-12 все таки не самостоятельная винтовка, а клон испанской Cometa 100 появившейся примерно в середине 90-х.
Но как бы там не было, примечателен тот факт, что в 2006г Diana начала продавать ВАМ-12 под собственным брендом дав ему имя Diana-21.
Круг замкнулся и механизм, хоть и с другой стороны, снова стал диановским :)
На самом деле ВАМ-12 одна из самых успешных, глобальных серий и продается до сих пор под огромным количеством брендов и имен.
Diana 21, Umarex Perfecta, Umarex Patrol, Browning M-Blade, Crosman Inferno, Stoeger X3\X5, Smersh R1\R2, Strike One B011, Borner XS12 и многие другие, это все одна винтовка, разница заключается лишь в фурнитуре и брендировании.
Если мы разберем любую из этих винтовок, то увидим уже знакомую картину.
Уже знакомый нам, простой direct sear механизм, собранный в отдельной колодке.
Колодка отлита из пластика, а шептало собрано из трех пластин. И хотя можно найти достаточное количество отличий, как внешних, так и технологических, схематически это тот же самый механизм, что и ТО2.