Hatsan Striker 1000 и Striker Edge.
Установка газовой пружины.


Предисловие


Hatsan Striker 1000 и в особенности Striker Edge, является одной из самых доступных моделей в линейке Hatsan. Во многом именно благодаря этому он приобрел широкую популярность в последние годы, на фоне общего подорожания пневматического оружия.
В данный момент это самая дешевая магнум-переломка, которой можно относительно беспроблемно пользоваться.
По цене Striker Edge способен конкурировать даже с МР512, превосходя ее по ряду параметров.

Винтовка построена с оглядкой на серию винтовок Gamo, но полным клоном не является.
Hatsan Striker ослаблен пружиной до 2020г.
С 2020г винтвока задушена только перепуском, а полноценная пружина уже установлена в винтовку на заводе.



Однако многие пользователи желают установить газовую пружину, но и тут будьте осторожны. К сожалению, очень широко распространена некодиционная продукция, которая может привести к печальным последствием за очень короткий срок.

Но, даже купив хорошую пружину надо суметь правильно ее установить.
Hatsan Striker, в отличии от вдохновителя, имеет не самый очевидный алгоритм сборки-разборки, плюс к этому можно и вовсе испортить пружину в процессе установки.
Мне часто приносят винтовки с гнутыми предохранителями, с порванными винтами крепления ствола, с шепталом провалившимся внутрь компресора, где оно оставляет вмятины на штоке пружины..
Не лучше и сетевые руководства. Например на ютубе попадалось видео от безответственных мастеров, которые рекомендуют в процессе сборки-разборки гнуть пластину предохранителя!
Думаю очевидно, что от таких вандалов-советчиков надо держаться подальше..

Ниже я покажу алгоритм действий, как разобрать и собрать Hatsan Striker Edge с газовой пружиной и при этом ничего не погнуть и не поломать.



Hatsan Striker и Striker Edge после 2018г, а так же Hatsan Airtact.


После модернизации модели в конце 2018г и появления т.н. "нового спуска", процесс сборки-разборки значительно упростился.
Внешне обновленные винтовки можно узнать по пластиковому спусковому крючку.
Подробнее о новом механизме можно почитать в отдельном обзоре.





Откручиваем три винта и снимаем ложу.
Обычно отовсюду лезет огромное количество смазки. Не пренебрегайте расконсервацией!





Для извлечения пружина потребуется снять колодку спускового механизма.
На моделях после модернизации 2018г, спусковой механизм объединен с задником в единую колодку. Это значительно облегчает сборку-разборку.
Удерживается задник поперечным штифтом. Однако перед этим необходимо отцепить тягу автоматического предохранителя, иначе колодка спуска повиснет на ней.
Снимаем стопорное колечко и шайбу под ней. Что бы не потерять эту важную мелочь, положите ее сразу в отдельную коробочку.
Отцепляем пружину предохранителя, после чего предохранитель перестает быть связанным с колодкой спуска.





Поскольку задник не имеет ровного торца, необходимо использовать какое либо приспособление для опоры, что бы не повредить предохранитель.
Я смоделировал и напечатал на принтере удобный съемник для снятия задника.
Колпачок очень точно садится на колодку спускового механизма и позволяет соосно нажать на пружину не нагружая предохранитель.
Съёмник-проставка подходит для Hatsan Striker 1000 и Striker Edge производства после середины 18г, Hatsan Airtact, а так же для новинки Hatsan Alpha.
Легальную копию моего съемника можно купить в магазине AirgunStore.








Помните, что мало просто поменять пружину. В компрессоре Hatsan обычно очень много смазки, которая обязательно будет дизелить.
Надо извлечь поршень и почистить компресор.
Не пренебрегайте этой важной процедурой, немного сэкономленного времени, в последующем, может обернуться прогаром манжеты!

Откручиваем два винта, маленький стопорный и основной.
Винты изготовлены из мягкой стали и часто закручены довольно крепко. Для того что бы не испортить винт, используйте инструмент максимально соответствующей ширине шлица.
Хорошо подходит 10мм бита для ударной отвертки. Не лишним будет купить и саму ударную отвертку, она серьезно облегчает откручивание любых винтов.!

Не теряйте и не деформируйте шайбы шарнира ствола.





После снятия ствола извлекаем поршень.
Помимо удаления заводской смазки, при необходимости можно заменить манжету.

Осторожно, не покупайте контрафакт!
В магазинах часто можно увидеть товар с громким наименованием, типа "манжета улучшенная", "манжета усиленная", "манжета магнум", "манжета VD-аналог".
Еще одним отличительным признаком ширпотреба является цвет. Мутные дельцы очень любят делать манжеты ярких цветов мимикрируя под OEM производителей!
Красные, желтые, синие, а иногда просто снежно белые. Хотя попадаются и изделия "натурального" цвета.
Так же, при внимательном рассмотрении, на контрафакте хорошо различимы грубые и жирные литники, обычно три штуки.
Описанные внешние особенности в сочетании с вышеописанным позиционированием — гарантия последующего разочарования.

Помимо продукции Vado123(на верхнем фото), для линейки Hatsan с компрессором 27мм появились замечательные манжеты от Петрухи.
Манжеты от Петрухи, это первые кастомные манжеты в России, которые производятся на протяжении уже 16 лет!
Они отлично зарекомендовали себя при использовании в винтовках Gamo и Ижевского механического завода. В некоторых ситуациях они стали по настоящему незаменимыми, например в условиях работы с кривым компрессором МР512, когда все остальные манжеты, в том числе и оригинальные, попросту слеживаются и перестают нормально работать.
Теперь возможность купить эти манжеты есть и у владельцев Hatsan!





Удаляем из компрессора всю заводскую смазку.
Но не нужно пользоваться растворителями, обезжиривать металл нам совсем не надо.
Следует запастись чистой ветошью и просто протереть компрессор до выхода чистых тряпок.
Чуть-чуть наносим смазку сбоку на манжету и сзади на поршень. Спереди, перед манжетой, смазки быть не должно.
После того, как вставили поршень, можно капнуть за него пару капель масла или положить небольшую порцию консистентной смазки и разогнать.

Перед установкой ствола смажьте шайбы на муфте ствола любой консистентной смазкой. Не используйте смазки на основе силикона, это неминуемо приведет к задирам.




У большинства новичков имеется желание сделать винтовку "как можно сильнее" и большинство считает, что чем сильнее будет накачена пружина, тем сильнее будет стрелять его винтовка.
Более того, нежелание потратить деньги на хронограф, что бы измерить реальные характеристики, а так же байки и россказни ушлых продавцов приводит к тому, что "мощность" измеряется в тяжести взвода, громкости выстрела, костодробительной отдаче, столбу огня и пламени из ствола и т.д. и т.п.
В лучшем случае новичок выстрелит в доску или толстую книгу и замерит глубину проникновения, что собственно так же не позволяет объективно судить о начальной скорости пули.
Пользуясь этим фактом, производители контрафакта безмерно перекачивают пружины.
Клеят наклейки с желанными надписями, от одного вида которых у типичного "мощестрадальца" появляется слабость в коленках.
"Усиленная", "Premium", "Magnum", "Supermagnum", 160, 170 т.д. дофига атм", надписи мимо которых очень сложно пройти равнодушно.

Данную продукцию покупать не стоит! Подробнее я описывал ситуацию тут и тут.

Я рекомендую для установки газовые пружины производства Vado123 или любые другие пружины, усилие которых может быть при необходимости скорректировано.
Пружину устанавливаем штоком вперед, в поршне уже имеется углубление под шток ГП. Предварительное поджатие пружины составляет 15мм.

В свете принятого Федерального закона от 01.07.2021 N 281-ФЗ это поможет не ошибиться и не попасть под усмотренную законом ответственность.
Настоятельно рекомендую его прочитать и сделать соответствующие выводы.

Что бы уложиться в 7,5Дж усилие пружины должно быть не более 30кг!
После сборки, обязателен контрольный отстрел через хронограф.



Заключение ниже, под руководством дял старых моделей.




Hatsan Striker 1000 и Striker Edge до модернизации 2018г.


Обслуживание винтовок произведенных до модернизации 2018г намного сложнее современных.
Именно с ними возникает большая часть проблем. Что интересно, проблемы возникают не только у новичков, но и у тех, кто пытается им давать советы.
Например на ютубе попадалось видео от безответственных мастеров, которые рекомендуют в процессе сборки-разборки гнуть пластину предохранителя!
Думаю очевидно, что от таких ванадлов-советчиков надо держаться подальше..

Ниже я покажу алгоритм действий, как разобрать и собрать Hatsan Striker Edge с газовой пружиной и при этом ничего не погнуть и не поломать.





Откручиваем три винта и снимаем ложу




Поворачиваем винтовку правым боком к себе.
Первое что надо сделать, снять предохранитель, без этого невозможно извлечь задник и освободить пружину.
Пластина предохранителя проходит под кронштейном и не всем очевидно как ее оттуда извлечь.
Именно на этом месте некоторые советчики-вандалы рекомендуют ее гнуть..

Алгоритм следующий.
  • Снимаем стопорную шайбу оси первого шептала, а саму ось утапливаем вровень с колодкой спуска
  • Так же утапливаем ось второго шептала и ось спускового крючка вровень с колодкой
  • Аккуратно, что бы не улетела снимаем пружину предохранителя
  • Откручиваем болт крепления спускового механизма. Не теряйте пластиковую проставку!
    Открутить его можно и в самом начале, до манипуляции с осями.
    Изменение очередности этих действий не принципиальна.
  • Строго после откручивания болта, аккуратным движением слегка назад, а затем вниз и вперед вытаскиваем пластину предохранителя.
Пластина предохранителя отделяется целой и невредимой.







Теперь поворачиваем винтовку левой стороной к себе.
Снимаем стопорную шайбу и сдвигаем ось первого шептала и ось спускового крючка в обратную сторону, вровень с колодкой спуска.
Эти манипуляции необходимы, что бы при снятии колодки спуска, оси не цеплялись за пластину автоматического предохранителя.



Выдавливаем штифт задника и освобождаем пружину.
Ослабленная пружина, с которой винтовка ввозилась в РФ совсем слабенькая, зачастую не может выдавить сам задник.
Тем не менее, будьте осторожнее, если задник вылетит, он может нанести травму.
Поэтому манипуляции необходимо проводить с упором в пол или стол, либо воспользоваться струбциной.



Настало время снять колодку спускового механизма.
Т.к. больше ничего не мешает это сделать, просто сдвигаем ее назад и вниз.



Помните, что мало просто поменять пружину. В компрессоре Hatsan обычно очень много смазки, которая обязательно будет дизелить.
Надо извлечь поршень и почистить компресор.
Не пренебрегайте этой важной процедурой, немного сэкономленного времени, в последующем, может обернуться прогаром манжеты!

Как это сделать я описал выше, в руководстве к современным моделям.

Перед установкой спускового механизма, подвяжите первое шептало ниткой.
Сам механизм можно установить и без этого, но именно в Hatsan Striker, в отличии от Gamo и клонов, во время последующих манипуляций, шептало может соскочить с полки и провалиться в компрессор. Под действием пружины каленое шептало неминуемо оставит вмятину на уплотняемой поверхности штока пружины. Даже одной такой вмятинки достаточно что бы серьезно сократить ресурс газовой пружины!



После установки механизма в паз компрессора, верните ось первого шептала и ось спускового крючка в центральное положение.



Теперь можно установить газовую пружину.
Какую пружину ставить? Ответ на этот вопрос находится чуть выше, в руководстве к современным моделям.

Центрующая шайба крепится к заднику без каких либо манипуляций и доработок.
Пружина устанавливается цилиндром вперед.
Не следует наматывать на цилиндр пружины изоленту. Так же, строго запрещено смазывать шток пружины силиконовой смазкой.
Казалось бы, глупо даже говорить об этом, но по какой то странной причине, пользователи продолжают раз разом делать это..
Поджатие пружины составит около 25мм. Это следствие универсальности пружины, которая так же подходит и для линейки Hatsan 55-70.
Но не стоит этого пугаться и тем более резать шток пружины. Смело поджимайте задник, места для взведения хватит.
Перед установкой задника, убедитесь, что из него не выпала закладная гайка





После установки задника, самое время напомнить, что шептало все еще подвязано ниткой. Снимать ее на данном этапе все еще нельзя.
Поворачиваем винтовку правым боком вверх и снова сдвигаем все оси вровень с колодкой спуска.
Аккуратно продеваем пластину предохранителя и стыкуем кнопку с пазом в заднике.
После этого сдвигаем ось первого шептала в среднее положение, что бы она прошла через паз в пластине предохранителя. Другие оси пока не трогаем.



Заворачиваем болт крепления спускового механизма. Не забываем пластиковую проставку, без нее, механизм сдвинется в процессе работы, шептало провалится и винтовка перестанет взводиться.
И только сейчас, после того как закручен болт крепления и пластиковая проставка фиксирует колодку в переднем положении, можно перерезать и вытащить нитку.
Обратите внимание, носик шептала лежит на полочке. Обязательно убедитесь, что это именно так!





Осталось совсем чуть-чуть!
Одеваем стопорные шайбы с обеих концов оси первого шептала. Устанавливаем на место пружину предохранителя и приводим оси второго шептала и спускового крючка в среднее положение.



После этого можно устанавливать железо в ложу.





Заключение.


После сборки допустимо, что некоторое количество выстрелов, обычно не больше десяти, винтовка может чуть подизелить.
В норме это должно быстро закончиться. Критерий нормальности, когда ствол после выстрела, на просвет имеет розовато-желтовато-коричневатый цвет, но все же прозрачный. Так же допустим легкий запах.
В случае если дизель продолжается и ствол на просвет не прозрачный в течении нескольких десятков выстрелов, значит смазка все таки попала в камеру перед манжетой.
Обидно, но винтовку придется разобрать заново. Сотни выстрелов с дизелем вполне достаточно для того что бы сжечь манжету..
Помните об этом во время сборки не увлекайтесь смазкой чрезмерно. По этой же причине не допускайте умышленного или случайного падания масла в компрессор во время эксплуатации.
Не допускайте стрельбы в холостую, это может повредить как саму винтовку, так и установленный прицел.