Наши обзоры


.

Прайс лист на доработку винтовок



Комплекты для ремонта и модернизации ППП пневматики

Комплекты для модернизации СО2 пневматики





Модераторы



Газовые пружины







ИР-616 от компании Ижевские ружья.
Новинка 2019г

ИР-616 весьма ожидаемая и обсуждаемая новинка от компании Ижевские ружья.




Напомню, компания Ижевские ружья известна плодотворным сотрудничеством как с Ижевским Механическим заводом, так и с иностранными производителями, в первую очередь из Турции.
В активе компании имеются такие модели как МР512-44 "Мурена", МР 515 "Барракуда". А так же модель ИР 615 "Катран", донором для которого послужил довольно спорный, турецкий Strong S 450. В прочем компании удалось подлечить основные болячки, заменить ствол на ижевский и самостоятельно наладить процесс термообработки.
Тем интереснее было следить за развитием нынешнего проекта, потому что в чертах еще шпионских фотографий тоже явно прослеживались турецкие черты. Уже позже стало понятно, что в оригинале данная модель носит имя Retay 125X
Так же, для модели был заявлен крупный компресор диаметром аж 31мм, а так же новый, разгруженный спусковой механизм! Большая редкость для бюджетного ценового сегмента.
Еще не успев попасть в продажу, ИР-616 активно обсуждалась на просторах сети с начала лета 19г. Ажиотажу поспособствовала и относительно невысокая цена, которая на данный момент составляет всего около 10тыс. рублей, что примерно на четверть меньше, чем у МР 515 "Барракуда".
А вот и они вместе, представители двух, совершенно разных миров, но продаваемые под одним брендом.





ИР-616, несмотря на происхождение, как и ИР-615 Катран, так же оснащена ижевским стволом.
Качество обработки и воронения металлических деталей ощутимо лучше, чем у Катрана.
Приятно удивляет и ложа стилистика которой во многом заимствована у Diana 31. Пластик оставляет очень приятные впечатления, без ярко выраженных швов и без заусенцев. Железо сидит хорошо, без щелей и перекосов. Пожалуй, это одна из лучших лож в данном ценовом сегменте!
Приклад на конце имеет интересный, несимметричный затыльник, явно ориентированный на правшу.





Как я уже писал выше, новинка имеет новый, разгруженный спусковой механизм, конструкция которого заимствована с диановского ТО6, в том варианте, который устанавливается на N-tec серию с боковым зацепом поршня.
Для данной ценовой категории это очень хорошее предложение, которое вполне можно сравнить с Quattro Trigger от Hatsan.
К сожалению, несмотря на техническое заимствование, механизм не работает так здорово как в оригинале. В первую очередь механизм не является двухступечатым, по непонятной причине турки умышленно отказались от второго передаточного плеча и механизм работает только через первую ступень. По этой причине ход спуска имеет весьма значительную длину и не имеет какого либо предупреждения. Да, усилие спуска весьма не велико по меркам класса, чуть больше полукилограмма, но оригинальный ТО6 имеет еще меньшее усилие, причем на второй ступени и с минимальным рабочим ходом. А если аналогично отключить вторую ступень, то усилие спуска на немецком механизме и вовсе будет в районе 150гр!
Второе, вопреки винтикам в крючке, фактически механизм является нерегулируемым. Да, первым винтом можно увеличить длину хода спуска, но зачем, если он и так излишне длинный? Второй винт, по сути, вообще декорация, за ним находится маленькая пружинка, которая не дает крючку свободно болтаться на невзведенной винтовке.
Такой же, только для галочки, является и регулировка усилия спуска. Ход этой регулировки настолько мал, что не меняет абсолютно ничего. Дальше, когда я буду подробнее рассматривать устройство спускового механизма, мы еще вернемся к вопросу регулировки.
На этом фоне и в том же бюджете, Quattro Trigger, работает и регулируется ощутимо лучше. В том числе и усилие спуска, если аналогично отключить вторую ступень, у механизма от Hatsan будет ниже, без каких либо доработок.

Тем не менее, это все таки разгруженный механизм, где усилие и характер спуска зависит не от силы пружины, а от текущей настройки механизма. И то как механизм настроен в стоке, это всего лишь дивиантное видение турков на то, как должен работать спуск. Если приложить руки, его вполне можно заставить регулироваться и даже в более-менее нужном диапазоне.
Но даже прямо из коробки, он все равно выглядит очень выгодно на фоне второсортных турецких гамоклонов, а так же китайских Crosman и Stoeger.

Предохранитель автоматический, удобно расположен. Но щелкает только на взведенной винтовке, после выстрела он блокируется в переднем положении.





Механизм запирания ствола работает приятно, но только после пересмазки. С завода ригель и канал ригеля были совсем сухими, без смазки. Аналогичная ситуация и в шарнире ствола. Для открывания ствола требовалось произвести удар ладонью по надульнику, в противном случае ствол открыть было просто невозможно.
После смазки ШРУСом все пришло в норму. Да, работа узла не такая четкая и приятная как на том же Gamo Hanter 1250, но гораздо лучше, чем у переломок от Hatsan.

Усилие взведения, после восстановления, в полноценном виде и с пружиной 70кг, неожиданно высокое. Главная причина тому, малый угол взведения, в следствии использования универсальной муфты ствола, очевидно общей с другой моделью, с бОльшим ходом поршня.



При снятии ложи обнаружил первую недоработку связанную непосредственно с качеством изготовления.
Резьба на передних винтах крепления ложи была подмята. Сложилось впечатление, что турки использовали метчик только первого номера, потому что метчик номер два уверенно срезал стружку. Вроде и не большая проблема, поправить резьбу, но всеже неприятно.



Сняв ложу, можно ознакомиться с железом. Фото кликабельно.
Видно, что изначально ноги растут все от тех же гамоклонов, общая компоновочная схема осталась неизменной. Но в данном случае это не более, чем по мотивам. Огромный компресор и принципиально иной спусковой механизм не дают возможности провести прямую аналогию.
Обратите внимание, на тяге взвода отфрезерован зацеп под предохранитель, который должен страховать от захлопывания ствола во время установки пульки. А на колодке спускового механизма имеется кронштейн-ушко к которому явно крепится пружина предохранителя.
Предполагаю, что предохранитель имеется на более дорогих версиях или даже на других моделях. Но универсальность деталей вполне позволит установить их и тут, если будет желание и возможность где то их приобрести.



Когда будите снимать декоративный колпачок в задней части компресора, осторожнее не потеряйте пружинку, она легко может улететь, если не знать о ее наличии. Пружинка маленькая, всего 3мм в диаметре, но при этом довольно жесткая. Подобрать такую в случае потери будет весьма сложно.
Эта пружинка обеспечивает фиксацию предохранителя в крайних положениях и ощущение щелчка. Под пружинкой находится шарик, именно он непосредственно взаимодействует с самим предохранителем. Но на моем экземпляре он уверенно держался на своем месте, так как край отверстия был слегка закернен.



Дальше, по аналогии с Дианами, для того что бы случайно не выломать упор спускового крючка, лучше крючок снять.
Не потеряйте маленькую пружинку. Без нее, на невзведенном механизме, крючок будет болтаться.



На фотографиях ниже, отлично видно, что усилие стрелка передается только через одно плечо. Второго винта могло бы и не быть, он лишь создает формальную видимость какой то регулировки.
Но никто не мешает самостоятельно модифицировать механизм, что бы он работал как полноценный, двухступенчатый.
Для этого потребуется выточить новый винтик и подобрать другую пружинку, которая, напомню, несет очень простую и незамысловатую функцию, на дать крючку свободно болтаться на невзвденном механизме.
Плюс к этом, надо будет заглушить углубление на третьем шептале пробочкой из любого цветного металла и отшлифовать поверхность вровень.
Так же, я не знаю и не исключаю, что есть заводские версии механизма с другим спусковым крючком и следовательно с другим характером спуска.

Еще ниже, на фото мы видим пружину третьего шептала в положении после выстрела, либо до взведения.
Как видно, пружина подобрана таким образом, что почти полностью сжата и места для регулировки усилия спуска почти не остается. Слева и справа два крайних положения, которые никак не ощущаются тактильно и с трудом различимы даже на фотографии. Еще одна регулировка "для галочки".
Хотя я опять же не исключаю, что есть версии и с другой, менее жесткой пружинкой третьего шептала. Да и самостоятельно подобрать нужную пружинку, в случае надобности, несложно.





А вот как устроен и сам механизм.
Слева во взведенном положении, справа после выстрела.
Второе шептало под действием пружины всегда стремится повернуться против часовой и выйти из зацепления с первым шепталом. На взводе, второе шептало удерживается третьим, на которое воздействует спусковой крючок.
Процесс выстрела выглядит так.
Спусковой крючок воздействует на третье шептало, выбирается рабочее перекрытие. Как только перекрытие выбрано, второе шептало под действием пружины уходит и первое шептало проваливается, освобождая поршень.
Поскольку сила пружины второго шептала несравнимо ниже силы пружины поршня, нагрузка на перекрытии значительно снижается и не зависит от силы пружины поршня.

Я не стал снимать первое шептало, по причине того, что отверстие под ось, с краю, варварски расплющено молотком, так что погнутым оказался и сам кронштейн. Лишний раз штифт лучше не двигать. Но предполагаю и так очевидно как оно выглядит и взаимодействует со вторым шепталом.





Как вы наверное уже заметили, колодка спуска держится на двух поперечных штифтах.
В стоке винтовка собрана с пружиной от МР512, величина и усилие поджатия которой чисто символические.



После извлечения колодки спуска и пружины можно извлечь поршень. Для этого надо сначала вывести тягу взвода из паза компресора. На данной модели тяга извлекается с закрытым стволом.

Поршень, классическая катушка, большой и массивный, но тем не менее не особо тяжелый, масса голого поршня 270гр и чуть больше 300 с небольшим утяжелителем.
Параметры компресора 31*90мм.
Задняя бобышка, которая взаимодействует с тягой взвода и спусковым механизмом, выполнена отдельной деталью, закалена и прикручена к трубе на резьбу. От раскручивания предохраняет капля сварки, которая зашлифована вровень с поверхностью.

Манжета толстая и высокая. Прямых аналогов нет и подобрать ни от чего не получится. Тем не менее, Ижевские ружья обещают, что оригинальные манжеты будут легкодоступны. Это очень актуально, учитывая, что манжета была чуть подрезана сборщиком уже на новой винтовке!







Шарнир ствола, типичный шарнир гамоклона. В соответствии с национальными особенностями, винт ствола имеет цилиндрическую головку и соответственно ступеньку в ответном отверстии. Напомню, что у китайцев и в оригинальном Gamo голова винта проточена на конус.
У новичков даже может появиться приятная иллюзия, что они могу затянуть рога посильнее, но делать этого не стоит. Зазор должен выбираться шайбами, если шайбы зазор не выбирают, рога сожмутся наискосок. Тактильно будет казаться, что ствол вращается с большим усилием, но на практике это будет означать лишь затирание муфты передней кромкой рогов..

К сожалению, это хорошо заметно именно на примере ИР-616.
Хорошо видно, что на муфте присутствует большое количество затертых участков. У меня вызвало подозрение, что муфта ствол не хочет заходить в паз, который всегда, специально, фрезеруют на несколько десяток шире, что вывесить муфту ствола на шайбах.
Рога оказались гнутыми, на фото видно, ширина паза у основания 18мм ровно, а на конце рогов уже 17.4мм
Ширина муфты 17.5мм, ширина по шайбам 17.8мм.

Как видим, шайбы не выбирают зазор и вместо того, что установить шайбы большей высоты, сборщики просто загнули рога, что бы замаскировать недоработку..
Хотя я не исключаю, что это разовый косяк конкретного экземпляра. Может быть и новые шайбы выбирают зазор, а 2-3 десятки с пластика вполне могло срезать кривыми рогами при установке ствола. Другое дело, даже если рога были кривыми изначально, этого нельзя было не заметить во время сборки.
Пожалуй, это самая большая неприятность замеченная мной на данный момент. Я обязательно прослежу, как будут обстоять дела с данным узлом в дальнейшем, на других экземплярах и дополню описание по факту формирования хотя бы небольшой статистики.







Ригель запирания традиционно удерживается втулкой оси ствола.
Сам ригель аккуратный, галтованный, но абсолютно сухой, как и отверстие, в результате чего подклинивает.
Настоятельно рекомендую разобрать узел и смазать консистентной смазкой. После этого запирание работает вполне удовлетворительно, намного лучше чем у Катрана или Hatsan 70.



Восстановить мощность проще всего с использованием газовой пружины. Если выбирать из готовых, то ближе всех пружина для Remington NPSS производства Vado123 .
Для установки пружины необходимо извлечь из колодки спуска направляющую пружины, выдавив поперечный штифт.
В образовавшееся углубление надо выточить и установить центрующую втулку диаметром 12.4мм и высотой 13мм. На цилиндр пружины надо выточить колпачок для центровки диаметром 20.5мм





С пружиной 70кг винтовка дает 285м.с. пульками JSB Exact 0.547гр и 250м.с. JSB Heavy 0.67гр.
Взводится винтовка довольно тяжело, лишь немногим легче, чем Hatsan 125. В связи с этим сразу обнаружилась недоработка в сборке надульника.
Как выяснилось, надульник собран из двух деталей. Внутренняя деталь плотно крепится на стволе, а внешняя банально приклеена какой то соплей типа термоклея. В результате, прямо во время взведения, внешняя деталь сорвалась и съехала к основанию ствола. :)
Прокапал супер клеем, вроде держится..



Так же замечу, пластиковый вивер сверху, это всего лишь декоративная крышечка. Предполагаю, что ставить прицел на него никто не планировал с самого начала. Он легко болтается прямо от руки, да и конструкция очень тоненькая и хлипкая.
По этой причине я сразу его снял, а прицел закрепил на ласточкином хвосте отфрезерованном на компресоре. Ласточкин хвост хороший, глубокий, но пришлось самостоятельно просверлить отверстие под стопор кронштейна.
В процессе эксплуатации выявился и еще один недостаток, штифты крепления колодки спуска потихоньку сползают в сторону, в результате чего колодку перекашивает, спусковой крючок начинает подклинивать об паз в ложе и винтовка перестает взводиться.
Рекомендую отрезать штифты подлиннее или закрыть их сбоку той самой декоративной крышечкой предварительно вырезав у нее верхнюю часть, что бы не мешала установке прицела.





Отстрел в тире на 25м показал, что винтовка, в следствии малой массы очень чувствительна к хвату. Малейший завал или ошибка в отработке спуска сразу превращаются в значительный отрыв.
На фотографии 4 группы по 5 выстрелов. ФТ позиция. ЖСБ Хеви 250м.с.
Слева, удивившись и для проверки себя, сделал 5 выстрелов из Молины.
Тем не менее, считаю, что попривыкнув вполне реально уложиться в 30мм на данной дистанции.



Возможно подобный результат сморится не очень здорово на фоне диванных стрелков, которые бегают по всему интернету с однажды выстраданной бумажкой.
Но это честный результат, совершенно обычный для винтовки данного класса.
В придачу, не стоит забывать, что это отстрел совершенно стоковой винтовки, со всеми найденными недостатками. Кроме установки газовой пружины с винтовкой не производилось никаких работ, а потенциал по тюнингу у конструкции определенно имеется.

Подводя итог, хочу заметить, что предложение все же не уникально. ИР-616 помимо ряда достоинств обладает и вполне ощутимым списком недоработок, которые, будем надеяться, будут исправлены в дальнейшем.
Тем не менее, свои 10 тысяч рублей данная винтовка определенно стоит.

Ближайший аналог, с которым можно сравнить ИР-616, это конечно же уже давно знакомый, но растерявший былую популярность Hatsan 70.
Они схожи по габаритам, массе и мощности. А главное, это две развлекательных винтовки, которые задуманы для одних и тех же целей. Непринужденный плинк и пест-контроль, с чем и тот и другой готовы справиться за весьма небольшую по нынешним временам сумму.
Но если Hatsan изучен вдоль и поперек и уже успел наскучить массовому потребителю, то в случае с ИР-616 выдается отличная возможность познакомиться с новой конструкцией!



Напишите мне



3*1