Наши обзоры


.

Прайс лист на доработку винтовок



Комплекты для ремонта и модернизации ППП пневматики

Газовые пружины







ПСР-Спорт, ПСР и ПСРМ.
Первая пневматическая винтовка СССР.



Пневматическое оружие получило широкое распространение в Европе, в качестве спортивного и развлекательного, незадолго до Первой Мировой войны.
В царской России, а затем в СССР пневматическое оружие не получило широкого распространения.
С. Колдунов, в своей книге Ижевское пневматическое оружие, очень хорошо описывает появление и развитие пневматического оружия в нашей стране. Благодаря его замечательному труду я имею возможность ориентироваться в датах и некоторых исторических нюансах, которые просто невозможно узнать где либо еще.
Упоминается, что первые образцы отечественного пневматического оружия стали появляться в начале 30-х годов. В частности, отмечается пневматическое ружье "Динамо", к сожалению мне не удалось найти не только описание данной модели, но и вообще хоть какого то упоминания.
Серийное же производство началось в 1934г в Ижевске. Первая отечественная пневматическая винтовка получила название ПСР(Пневматическое Спортивное Ружье).
ПСР не является самостоятельной разработкой, а представляет из себя несколько упрощенную копию немецкой Diana 25. Техническая документация на производство была передана советской стороне на фоне дружеских отношений между Германией и СССР в те годы.

Начало выпуска Diana 25 датируется 1925 годом. К сожалению, в виду редкости, я лишь однажды работал с данной винтовкой, в то время как за время производства, до 1940г, модель немного менялась. Подробнее тут и тут.
Вот и сама Diana 25.



А вот так выглядит ПСР Спорт. В начале винтовка называлась именно так. В довоенные годы на компресоре имелось клеймо "СПОРТ" и чуть ниже год выпуска.





Основные отличия ранней ПСР от Diana 25 заключаются в технологии изготовления некоторых деталей. Тяга взвода и спусковой крючок у немецкой винтовки штампованные, у ПСР тяга кованная, а крючок фрезерованный. В тоже время крышка, закрывающая сзади компресор и являющаяся опорой для пружины спускового крючка, наоборот у немца выполнена мех. обработкой, а у ПСР штамповка.
Отличается и крепление ложи. Передний кронштейн ПСР приварен к компресору, а на Диане прикручен винтами. Так же и сзади, у ижевской винтовки приварена пластинка-кронштейн с резьбой. В Diana 25 ложа сзади крепится в переходной болт, который во первых дополнительно фиксирует задник, а во вторых воспринимает на себя продольную перегрузку, разгружая тем самым крепежные винты.







Интересен тот факт, что все детали ПСР Спорт были пронумерованы. Скорее всего это говорит о ручной подгонке и небольших объемах выпуска.

Во время Великой Отечественной войны пневматическое оружие в Ижевске не выпускалось до второй половины 1944г.
ПСР образца 1945 года уже не имела приставку "Спорт", клеймо с годом выпуска переехало на заднюю часть компресора. Детали уже не имеют отдельной нумерации. Номер только один, на муфте ствола.
К сожалению, на представленном образце утеряна прицельная планка.





В 1946г. винтовка была слегка переработана и упрощена. Обновленную модель назвали ПСРМ.
Наиболее заметное отличие заключается в новой ложе с прямой, т.н. английской шейкой.
Тяга взвода, которая ранее имела разборное соединение с муфтой ствола, стала крепиться заклепкой. Спусковой крючок на ПСРМ штампованный.
В остальном все осталось по прежнему и лично мне непонятен смысл в введении индекса "М", что означает модернизированная. Многие модели в последствии, например современная МР512, получали гораздо большие изменения и это не оказывало влияние на индексацию и название.
Тем не менее, в 1955г винтовка все таки прошла значительную модернизацию, вполне достойную, что бы считать обновленное изделие новой моделью и ввести отдельное название.
Но этого не произошло. Новая винтовка осталась со старым именем, к которому добавили лишь цифру 2 и год выхода в свет. Модель назвали ПСРМ-2-55.
Из этого получилась дальнейшая путаница. ПСР и ПСРМ, это фактически одно и тоже. А ПСРМ 2-55 уже другая винтовка, хоть имеющая общую базу с предыдущей.
Что бы не затягивать обзор и сохранить читабельность, о ПСРМ 2-55 я напишу в отдельном описании.

Тем временем, пора поговорить о том что внутри..
Конструктивно ПСР очень проста.
Для разборки, в начале, необходимо выдавить штифт на котором вращается спусковой крючок, после этого вытащить крышку, спусковой крючок и его пружинку.
Хочу отметить, что форма спускового крючка на довоенном Спорт несколько отличается и мне кажется более удобной.
Вот так выглядит спусковой механизм на довоенной винтовке. К сожалению, я забыл сфотографировать крючок ранней версии поближе.



Помимо формы спускового крючка, других изменений в спусковом механизме винтовки 45г нет.
Механизм очень прост и фактически состоит из одной детали, спускового крючка, который удерживает поршень и принудительно, мускульной силой выводится из зацепления.
Спусковой крючок, в технологических целях собран из двух частей. Основная часть мягкая, сверху отфрезерован паз куда вставлено закаленное шептало, которое удерживает хвостовик поршня.

Механизмы такого типа сильно зависимы от силы пружины поршня, чем сильнее пружина, тем больше усилие на спусковом крючке.
Но в данном случае, на маленькой, слабенькой винтовочке усилие вполне приемлемо и составляет около полутора килограмм. Однако ход спуска не очень информативен, хорошо ощущается некоторая шершавость и неравномерность. В английском языке это обозначается специальным термином "creep".
К сожалению невысока и надежность механизма, несмотря на термообработку хвостовик поршня и шептало имеют недостаточную твердость. Рабочие кромки скругляются, уходят углы зацепления и со временем это приводит к самопроизвольным выстрелам. Именно поэтому не стоит радоваться, если спуск на такой винтовке неожиданно мягкий, это говорит в первую очередь об износе механизма.
В тоже время, относительно невысокая твердость позволяет в случае надобности поправить углы простым напильником. Но я крайне не рекомендую заниматься этим самостоятельно, без понимания процесса, в противном случае деталь может быть испорчена насовсем..




Пружина поршня удерживается задником, который фиксируется в компресоре поворотом. В задник запрессован коротенький штифт, который при повороте заходит в соответствующий паз.
Для разборки надо чуть поджать задник и повернуть его. Проставку для поджатия задника надо упереть в стол или в пол, а после поворота плавно отпустить. Усилие пружины достаточно низкое, взрослый мужчина может безбоязненно проводить разборку без струбцины..
Проволока из которой навита пружина(2.8мм) неизменна до наших дней, поэтому для замены можно смело покупать оригинальную пружину для МР512 и обрезать ее до 28-29 витков.





Для извлечения поршня потребуется снять ствол.
Откручиваем маленький стопорный винтик, затем основной винт, на котором вращается ствол.
После этого извлекаем тягу взвода из паза компресора.

Уплотнение перепуска выполнено кожаным колечком. Параметры проточки не отличаются повторяемостью и соосностью относительно канала ствола. Поэтому новое уплотнение придется подбирать. Самые близкие по размерам уплотнения, для современных переломок Diana и Crosman.

На Спорте ствол полностью стальной, поздние ПСР имеют латунный лейнер.
К сожалению, стволы на этих винтовках производят печальное впечатление. Низкая оружейная культура, плюс дефицит пулек способствовали тому, что стреляли из них любыми твердыми предметами пролезающими в канал ствола.
Гвозди, шурупы, мелкие камушки, обрезки сварочных электродов и даже просто песок :(
И как это не печально, это не какие то исключения, это обычная, печальная судьба советской винтовки..

Запирание ствола классическое. Подпружиненный ригель через ответный зуб. Запирание работает хорошо и правильно, приятное тактильно. Но не редко встречаются случаи деформированного канала ригеля..







Поршень имеет центральное зацепление, манжета кожаная. Одна из главных недоработок конструкции заключается в креплении манжеты.
Манжета через винт прижата штампованным грибком, при этом сам грибок не упирается в поршень. При выстреле нагрузку воспринимает непосредственно сам винт, т.к. грибок деформируя манжету может смещаться на небольшое расстояние. Это приводит к тому, что резьба на винте всегда сорвана или по крайней мере деформирована, даже на хорошо сохранившихся экземплярах.
Выручает то, что резьба в поршне почти всегда остается целой.
Иногда открутить винт не удается, при сорванной резьбе он относительно свободно крутится на месте. В таком случае, без мучений совести зажимайте манжету с грибком тисками, покачивая и самое главное создавая продольное усилие продолжайте крутить поршень против часовой, остатки резьбы зацепятся и винт удастся выкрутить.

Для замены хорошо подходит манжета для винтовок Gamo, вместе с манжетой следует купить и новый грибок.





С новой пружиной и манжетой, с нормальным уплотнением перепуска, винтовка вплотную приближается к разрешенной для безлицензионного владения планке 7.5Дж. Матчевые пульки весом чуть менее полуграмма имеют начальную скорость в районе 160-165м.с. Конечно практическая ценность такой винтовки уже невысока. Ожидать высокой точности от ветерана с трудной судьбой не стоит, но для нечастого, легкого плинка ее вполне достаточно.
Китайцы до сих пор производят эту винтовку с легкими изменениями, под кучей брендов, с индексом В-1. И в случае если хочется пострелять из "современного раритета", вполне можно купить китайца, к тому же, В-1, самая дешевая пневматическая винтовка на нашем рынке.
Но владение ПСР нельзя рассматривать только с точки зрения рационализма, зачастую данные винтовки хранят память о прошлых владельцах и имеют значительную нематериальную ценность для владельцев нынешних.
В любом случае, ПСР может стать отличным экземпляром для коллекции, демонстрации и просто созерцания в минуту свободного времени..


Напишите мне



3*1