Наши обзоры


.

Прайс лист на доработку винтовок



Комплекты для ремонта и модернизации ППП пневматики

Газовые пружины







Hatsan Dominator 200
Написано в 2013г.


Данные завяленные производителем.
  • Длина 1156мм для длинноствольной версии
  • Длина ствола 450мм для длинноствольной версии
  • Вес 4.5кг
  • Начальная скорость полета пули(неослабленная версия) 305м.с.
На данный момент, компания Hatsan, является одной из самых динамично развивающихся компаний по производству пневматического оружия. Имея 10 лет назад в обороте буквально пару моделей, сейчас турки радуют нас новинками ежегодно. Одной из таких новинок стал Hatsan Dominator 200.

Есть пара факторов, которые выделяют модель из общей линейки.
  • Это единственная, из производимых на данный момент, пружинно-поршневая винтовка Хатсан с неподвижным стволом. Серия Torpedo хоть и заявлена производителем как Fixed Barrel, по факту таковой не является из-за своей, по своему уникальной системы зарядки, со стволом скользящим в продольной плоскости. Скорее это Underlever slide barrel, который турки гордо обозвали bolt-action loading mechanism.

  • Представленная модель - стаканник, схема с подвижным цилиндром. Это первая винтовка от Hatsan построенная по такой схеме. И не просто построенной как то, а с оглядкой на знаменитый Аir-Аrms ТХ200. Тем интереснее, что сам Аir-Аrms ТХ200 имеет китайскую копию, ВАМ-40, весьма популярную в свою время.

Внешне, винтовка очень напоминает Аir-Аrms ТХ200, однако обработка железа существенно беднее.
Аналогичное смещенное на правый бок зарядной окно, схожая внешне и конструктивно кнопка храповика, т.н. противосрыв. Соосный с компрессором ствол, без смещения вверх.
Однако Hatsan, ко всему прочему имеет открытые прицельные приспособления и универсальную планку ласта-вивер, а так же пластиковую ложу.
Деревянная ложа выполнена из ореха, снаружи выглядит хорошо, внутри хуже, но в целом приемлемо для бюджетной продукции.












Аналогично с прочими моделями компании, Hatsan Dominator 200 использует системы SAS и Quattro Trigger.
Это означает, что наконец то мы получаем стаканник с боковым зацепом и возможностью установки газовой пружины!

Блок SAS немного доработали.
Фрезой сняли серединку, что позволило уменьшить изгиб тяги взвода и вертикальный габарит.
Само по себе крепление таким способом, интересное и необычное решение. Но иногда встречаются вот такие неприятности.



Рычаг взвода сидит плотно и не болтается, по сравнению с болтающимся рычагом на ВАМе, разница ощущается сразу!
А вот защелка рычага аналогичная, как и на серии Torpedo. Неудобный маленький замочек, который приходится принудительно отпирать.
Усугубляет это то, что усилие на рычаге начинается почти сразу, свободный ход почти отсутствует. Одной рукой приходится держать защелку, другой в это время пытаться просунуть пальцы между рычагом и стволом, не просунешь и отпустишь, рычаг снова закроется!
С ослабленной пружиной это не так уж и важно, а вот с полноценной и тем более с газовой пружиной, потребуется как минимум привыкание.
Весьма серьезный эргономический просчет. Но таковы особенности системы взвода. Взаимодействие тяги взвода со стаканом подсмотрели у Weihrauch HW 77\97k.
Не стали ставить башмачок, как на АА, а просто прорубили окошечко в стакане и отфрезеровали паз в поршне. Но сделали это со своими особенностями, тяга почти сразу упирается в край окошка и передает нагрузку на рычаг уже на первых градусах хода.



Храповик, хоть и похож внешне, в работе отличается.
По сравнению с АА кнопка храповика сильно смещена назад и взаимодействует не с рядом пазов фрезерованных на стакане, а только с одним штампованным окошкам, когда поршень уже на взводе.
По этой причине его наверное даже нельзя назвать храповиком, тут это просто противосрыв, страховочный, предохранительный элемент.
А так как сам храповик находится за габаритом стакана находящегося в передней точке, то в поршне пришлось фрезеровать еще один паз, для прохода зуба храповика.

Поршень по сравнению с прочими моделями Hatsan относительно не тяжелый, "всего" 260гр.
Для сравнения поршень Weihrauch HW 97k имеет массу 275гр, Аir-Аrms ТХ200 230гр с утяжелителем.

Для всей линейки Hatsan с компрессором 27мм можно использовать замечательные манжеты от Петрухи.







Спусковой механизм Quattro Trigger построен по схожей схеме со знаменитым Record от Weihrauch.
По пружинам он даже больше похож на его последователей от АА и БАМ 40, но все же несколько отличается компоновкой для обеспечения работы с боковым зацепом поршня.



Качество деталей спускового механизма хорошее. Детали изготовлены по MIM технологии точного литья, что гарантирует отличное качество.
Твердость деталей весьма высока, никаких следов выработки или прочих следов работы нет даже на винтовках первых партий. По сравнению с ВАМом и тут большой плюс.
Но есть у данного механизма одна небольшая особенность. Разработчики перестраховались и сделали так, что при нажатии на спусковой крючок усилие в обратную сторону и тем самым оказывается дополнительное, довольно значительное сопротивление.
В прочем, при наличии навыка заточки и уверенности в своих силах это лечится.
Так же, предохранитель в Hatsan не является таковым в полноценном смысле. Он лишь не дает нажать на крючок, не блокируя шептала.
В классическом Record, как и в механизме АА, спусковой крючок остается свободен, а вот шептала надежно заблокированы.

Ствол на Хатсане уплотнен не на конус, как в случае с китайцами, а по плоскости, так же, как и в оригинальном АА.
Этот способ требовательнее к точности изготовления пробки стакана, сама пробка точеная, закручена в стакан на резьбе. Стакан не хонингованный, просто прокат, бесшовная труба.





Параметры компрессора Hatsan Dominator - 27*105.
Манжета одинаковая с любым другим Hatsan имеющим компрессор 27мм.
Работает Hatsan жестче, чем АА, но куда покладистее, чем Hatsan Torpedo. Это и не удивительно, Hatsan Dominator 200 одна из самых тяжелых моделей компании, она на 700гр тяжелее гораздо более мощного Hatsan 125 и лишь немного уступает в массе поистине гигантскому Hatsan Torpedo 155!
В тоже время, Hatsan Dominator потенциально мощнее, чем Air-Arms TX200. Вполне достижимые цифры, в районе 305-310 пулькой массой 0,48гр и 260м.с. пулькой массой 0.68гр.
Каких то критичных косяков в винтовке не замечено, все сделано очень крепко и прочно. Одно но, для стрельбы по бумажкам, к чему вполне располагает концепция, винтовку не плохо было бы дефорсировать.
Это сильно излишние цифры для такого класса винтовок. Для вдумчивой стрельбы этого просто не нужно, можно смело скинуть 3-5Дж и будет только лучше!




Добавлено, июль 2023

Довелось мне провести интересную работу по перестволению Hatsan Dominator 200.

Изначально все казалось просто, со стороны казенной части виднеется гайка. Логично было предположить, что гайка создает натяг в соединении с упором.
Гайка имеет ширину 19мм. Подбираем соответствующую головку, удлинитель и в тисках откручиваем ее.
Момент затяжки умеренный, клея или фиксатора резьбы в этом соединении нет. Используемая резьба 12*1.



Но после откручивания гайки ствол на изъявил желания и возможности извлекаться :)
Попробовал зажать конструкцию в тисках за ствол, приложил усилие к муфте ствола ключом 22мми, фигушки, не идет!
Как выяснилось, вторая резьба заклеена и весьма надежно, надо греть.

Разумеется перед нагреванием необходимо снять целик и извлечь сайлентблок из узла SAS. После этого берем паяльную лампу и смело прогреваем соединение в районе муфты ствола до тех пор, пока из щелей не начнет идти дым. Этот дым и будет сигнальным фактором, показывающим, что клей горит и потерял свои свойства.
После этого все так же зажимаем конструкцию за ствол в мощных тисках и ключом 22мм прилагаем усилие к муфте ствола.

После нагрева соединение тронулось легко, но до самого конца шло с непонятным, небольшим, но равномерным усилием.
Причиной тому послужило то, что на заводе резьбы нарезаны не в номинале. Резьба в муфте ствола замяла вершины витков резьбы ствола, это и создавало сопротивление.
Похожая ситуация, но в меньшей степени наблюдается и на второй резьбе, где закручена гайка. Поэтому перед сборкой следует обязательно почистить резьбу в муфте ствола и гайке метчиками. Стружки при этом снимается весьма не мало!
Основная резьба 14*1, стопорная 12*1.

Бланк протачивается по образцу. Помните, что важно сохранить и линейную длину. В противном случае придется или резать рычаг взвода, или точить проставки под надульник.
Чуть не забыл, надульник держится на довольно слабенькой накатке и без проблем сбивается через деревяшку. Посадка на диаметр 16мм.







И вот тут мы подошли к вопросу, а зачем же вообще тут две резьбы? Вполне достаточно было бы иметь только одну или другую.
Справедливости ради, это не самостоятельная задумка, точно так же реализовано соединение и в Air-Arms TX200.

Две резьбы сделано для возможности оперативной регулировки выступания ствола внутрь компрессора.
Скорее всего производитель не хотел давать строгие допуска на линейную длину проточки предвкушая последующую подгонку с подрезанием упорного торца.
В задуманном виде всегда можно ослабить гайку и вращением ствола добиться уменьшения или увеличения выступания, после чего законтрить первую резьбу второй.
Так было и в этом случае, с завода ствол не упирался торцом в муфту ствола и имелся небольшой зазор, что говорит о факте регулировки при сборке.

Для определения нормальности регулировки следует выточить втулку высотой 9мм ровно и после сборки одеть ее на ствол.
Торец втулки должен выровняться с торцом ствола. Если торец ствола чуть выступает или наоборот не доходит, следует ослабить гайку и провести регулировку.



Помните, что при закручивании гайки может провернуться и основная резьба, поэтому лучше в этот момент удерживать сборку непосредственно за сам ствол и дополнительно, рукой за компрессор.
Фиксатор резьбы при таком монтаже можно и не наносить, однако следует надежно зафиксировать гайку.
Надульник хорошо садится на бланк 16мм без какой-либо подготовки. Если специально приложить усилие, его можно будет повернуть, однако в обычной эксплуатации это не должно сказываться.
Тем не менее, если у токаря имеется накатка близкая по рельефу к оригинальной, не лишним будет ей воспользоваться.

Ну и наконец, общий вид Hatsan Dominator 200 с бланком Alfa Precision.






Напишите мне



3*1