BSA Airsporter-RB2 Stutzen
Написано в 2008г.
Дополнение, апрель 2025. Дополнение описания и новые фотографии. К сожалению, голое железо.
Винтовка очень редкая. В данный момент(2008г) не выпускается. В Москве вижу ее первый раз, при этом привезена она, на сколько я понял из-за рубежа и у нас никогда не продавалась.
Больше всего винтовка похожа на Gamo CFX Royal, в первую очередь благодаря поворотному клипу.
Ложа stutzen выполнена из бука, аккуратнее и элегантнее, чем на рояле.
Ствол 320мм. Взвод нижний, внешне похоже на Air-Arms Pro-Sport, но конструктивно исполнен иначе.



Ствол отличный, блестящий, без видимых дефектов, имеет 12 левосторонних нарезов довольно необычного профиля.

Открытый прицел простейший. По вертикали регулируется передвижением по наклонному ластохвосту, по горизонтали смещается планка. Несмотря на простую конструкцию, прицел хороший, можно не волноваться что настройки куда то поползут.
Мушка прямоугольная.

Спуск приятный со свободным и рабочим ходом спускового крючка, по ощущению идентичен механизму BSA Lightning, имеет две регулировки. Винтик поджатия пружины крючка(впереди) и винтик регулировки хода(сзади).
Винтиком хода надо обращаться очень аккуратно, почему то его длинна достаточна, что бы закрутить до не постановки поршня на взвод.

Винтовка по прибытию ко мне дизелила, громко бахала и выдавала 260-275м.с. пульками JSB Heavy. Однозначно надо разбирать.
Ложа крепится в двух точках, роль первого винтика играет антабка спереди, второй проходит через рукоятку и закрыт резиновой крышечкой

Отделяем железо от дерева
Снятое ложе на вид довольно хрупкое, поскольку имеет сквозной пропил под рычаг взвода.

Железо массивно. Не разбирая видно, что винтовка имеет центральный зацеп поршня.

Система взвода схожа с тем, как реализовано на ИЖ53, через продольную рейку.
Данное решение обеспечивает комфортный и ровный взвод без подклинивания и перекосов.

Спусковой механизм схематически похож на Gamo, но имеет лучшее соотношении плеч и адаптирован под ЦЗ. Первое шептало принудительно взводится хвостовиком поршня.
Поршень на взводе и спущен(справа)

Приступим к разборке.
BSA как всегда в своем стиле, опять сделали все, что бы винтовку обслуживали в спец. мастерских.
Винтовка сложна в разборке и далеко не всякий сможет ее разобрать, а тем более собрать. Причем не столько из-за сложности конструкции. Сколько из-за неудобства, скорее всего специально придуманного. Видно, что задник и основание рычага взвода представляют собой единый литой алюминиевый монолит сложной конфигурации, упираться нечем и не во что..

Для начала следует выкрутить установочный винт, который противостоит усилию на излом при взводе, упираясь в алюминиевый прямоугольник, затем следует отделить рычаг взвода от тяги и выдавить штифт.

Видим, что задник, он же колодка спускового механизма, висит на трех винтах, двух по бокам и одном сверху, крепящим ластохвост.
Далее разборка не возможно без изготовления спец. оснастки. В деревянном бруске был отфрезерован паз для упора задника. Брусок благополучно сломан при сборке, поэтому фотографии не будет.
Упирая винтовку задником в брусок и бруском в пол, с силой надавливаем и откручиваем три винта шестигранным ключом и плавно отпускаем.

Теперь можно извлечь пружину и направляющую.
Пружина имеет 34 витка, навита из проволоки 3,2мм. Ход поршня 83мм, внутренний диаметр компрессора 29мм.
Далее разборка не возможна без снятия планки ластохвоста. Ластохвост сидит в пазах компрессора, сидит туго, надо сбивать молотком через деревянную чурку.
Отделив ластохвост и вытащив рейку взвода(осторожно не теряем две рессорки, которые центрует рейку в скобе)можно вытащить поршень.
Поршень массивный, точеный, со стаканчиком внутри. В компрессоре море графитки, дизелить будет вечно.





Все тщательно протираем чистой ветошью и собираем в обратном порядке.
Без дизеля, скорость пулькой JSB Heavy(0.67г), 230м.с. +-1-2м.с., причем это далеко не предел для данного компрессора. Поведение винтовки похоже на хорошо знакомую Diana46, но несколько деликатнее.
Винтовка приятная в эксплуатации, но сложная в обслуживании. Красивая, прикладистая, с хорошим спуском.
Добавлено, апрель 2025
Спустя долгое время довелось поработать с еще одной BSA Airsporter-RB2 Stutzen.
Прежде всего хочу составить короткую историческую ремарку.
BSA Airsporter производился с 1948, когда был представлен BSA Airsporter Mk1. Для того времени это была совершенно новая, инновационная конструкция, которая производилась и оставалась актуальной на протяжении более полувека!
На протяжении производства сменилось семь классических поколений начиная от Мк1 плюс Club(укороченный вариант), до Мк7. Три поколения, как заявляется, "люксового" Airsporter 'S', а так же обсуждаемая нами RB2. RB2 производился с 1992 по 2001гг.
Главное отличие Airsporter-RB2 от более ранних моделей, тот самый поворотный клип, который хорошо знаком нам по Gamo CFX. Винтовки до Мк7 включительно были оснащены т.н. краном или "tap load" в англоязычной терминологии. В остальном, конструкция не претерпела заметных изменений начиная с первого поколения. Какие то поколения считаются у ценителей "провальными", а за некоторыми наоборот охотятся. Нам сложно судить в виду отсутствия их в нашей стране, однако утверждается, что качество изготовления было наилучшим в Мк1 и Мк2, а затем снова подтянулось вверх после появления Airsporter 'S' в 1980-м.
Благодаря хорошему сайту о раритетном пневматическом оружии у нас есть страницы оригинального руководства по эксплуатации. Периодически он доступен только через VPN, надеюсь они не обидятся, что я скопирую их себе. :)
Картинки кликабельны.


К сожалению, ко мне винтовка попала на обслуживание без ложи. Однако и по железу осталось много недосказанного, тем более что этот экземпляр несколько отличается от того, что встретился мне в 2008-м.


Вот так винтовка взводится. Движение несколько непривычное, зато рычаг полностью спрятан в ложе и не выступает.
Механизм взвода очень хорошо исполнен, опорная точка тяги на компрессор расположена на очень длинном плече, это позволяет надежнее базировать тягу взвода относительно компрессора, а так же уменьшить контактные напряжения.
Взвод ровный и гладкий, ничего, нигде не дерет даже несмотря на отсутствие пластиковых втулок.


После взведения пулька заряжается непосредственно в ствол. Канал ствола закрывается и соединяется с компрессором при помощи поворотного клипа.
Поскольку ствол смещен относительно продольной оси компрессора, поворачивая клип мы имеем возможность соединять его с компрессором через перепускной отверстие в закрытом положении или наоборот открывать его для зарядки.
Клип работает точно так же, как и в Gamo CFX, которая заимствовала его позже. Однако клип в BSA больше и заряжать пульку проще и удобнее. К тому же, окошко находится не по центру, а смещено несколько вправо, что упрощает манипуляции в случае установки длинного оптического прицела.
Расточка казенной части ствола схожа с тем, что наблюдается в Gamo, но выполнена без биения, ровная и аккуратная.
Большое кольцо клипа имеет размерность 26*1,5.
К счастью, сейчас не сложно купить резинки редких размеров, я просто заказал в одном известном маркетплейсе.
Маленькое(переднее кольцо) 6*1,5, точно такое же, как на ранних CFX и в современных Ekol с подствольным рычагом.



Подробнее расскажу и про спусковой механизм, тем более, он тут чуть отличается от того, что я показал в начале.
Первое что бросается в глаза, это наличие предохранителя. Если я не ошибаюсь, он появился только на поздних RB2. Предохранительных механизмов даже два!
Один полностью ручной, при взведении самостоятельно не включается, что очень удобно. Запирающий элемент блокирует второе шептало и шарнирно связан с кнопкой расположенной сверху, в задней части колодки спуска, под большим пальцем.
Однако имеется и полностью автоматический предохранитель, который включается при открывании рычага и так же блокирует второе шептало. При закрывании рычага автоматически выключается.
Очень удобная и главное надежная комбинация. Далеко не всегда можно встретить механизм, который блокирует не просто спусковой крючок, а непосредственно шептало!
В следствии этого несколько отличается и сам механизм
В более старых версиях первое шептало принудительно взводилось хвостовиком поршня, а второе шептало под действием пружины перемещалось в зацепление.
Что бы обеспечить работу обоих предохранителей, необходимо переработать механизм, что бы второе шептало постоянно(кроме нажатия на спуск) находилось в крайнем положении.
Первое шептало немного видоизменили и теперь он подпружинено в обратную сторону, вверх и стремится само войти в зацепление с хвостовиком поршня. Разумеется, отверстие в первом шептале имеет форму паза и позволяет ему перемещаться назад, для того, что бы оно могло соскочить со второго во время взведения.
В остальном, старый и новый механизм одинаковы по плечам, возможностям настройки и ощущениям от работы.
Механизм регулируется по ходу и усилию. Для регулировки хода, в задней части, позади спусковой скобы имеется установочный винт под ключ 1,5мм. Им регулируется перекрытие шептал.
Спереди от спусковой скобы, за основанием рычага взвода, имеется такой же винтик, который поджимает пружину шептала. Этим винтом можно отрегулировать усилие спуска в диапазоне примерно от 900 до 1300гр.
Механизм работает очень комфортно и приятно. Сначала короткий свободный ход, затем короткая ступенька, почти без хода и выстрел. Такая характеристика во многом обусловлена длинным плечом упора второго шептала.



Для разборки необходимо выдавить штифт оси рычага взвода или оси тяги. Осторожно, пружинный штифт сидит достаточно плотно, что бы ничего не повредить пользуйтесь специальными выколотками, а не подручными предметами!
Затем, ключом 3мм надо открутить установочный винт в районе крепления рычага, чуть сзади. Он упирается в алюминиевую деталь и частично разгружает колодку во время взведения.
После этого можно освободить пружину. Опишу самый удобный способ, который я нашел для себя.
Профиль колодки хитрый, им очень сложно куда то упереться. Через кусок толстой кожи я установил железо вертикально за ствол в тиски, уперев передний торец компрессора в губки через эту же кожу.
В начале полностью выкручиваем верхний винт, затем винт слева. После этого крепко и надежно беремся рукой, через тряпку за колодку спуска и преодолеваем сопротивление пружины так, что бы снять напряжение с оставшегося, третьего винта.
В таком, уравновешенном виде выкручиваем винт и плавно отпускаем колодку спуска. Старайтесь не крутить последний винт под нагрузкой, а именно добиваться уравновешенного положения.
Собирать в обратной последовательности.
Однако, этот способ довольно рискованный и если вы не уверены в своих силах, лучше не пробовать. В противном случае, колодка спуска может попросту улететь под действием пружины и что либо повредить или даже нанести травму!
Родная пружина была сломана и вместо нее решено было использовать пружину Gamo Hunter 440. Однако для пружины Гамо необходимо выточить новую направляющую, эскиз прилагаю ниже.
Сначала я думал собрать с 15мм проставкой для увеличения поджима, однако в результате собрал без него, энергии пружины оказалось вполне достаточно!





Для извлечения поршня, надо вытащить тягу взвода из паза компрессора в крайнем заднем положении, как в ИЖ-53 :)
После этого, через деревянную проставку, молотком сдвинуть планку ласточкин хвост назад, в результате чего она так же отсоединится от трубы.
Поршень весьма массивный, масса 320гр, это вполне сопоставимо с поршнями Diana 48-54.
Диаметр компрессора 29мм, ход поршня 83мм.
Диаметр хвостовика 9,5мм. Хвостовик очень качественно отфрезерован и термообработан до высоких значений твердости, не поддается напильнику.
Интересный аспект, сборка поршня.
Почти всегда поршень с центральным зацепом изготовлен из трех деталей, юбка, голова поршня и шток. Некоторые компании, соединяют детали сваркой, кто-то на поперечный штифт. Diana собирает поршни вальцовкой и иногда все это разваливается в процессе эксплуатации :)
В BSA детали соединены пайкой латунью, на фотографии видно тонкий, желтый след. Первый раз мне встречается такое решение!
Но самое необычное, это, наверное, манжета.
На всех пружинно-поршневых BSA, примерно до ~2012г манжета имела несколько нестандартную конфигурацию, которая исключает подбор и установку какого либо аналога. Манжету придется менять либо на оригинал, либо изготавливать копию оригинала.
Дело в том, что манжета не одевается на грибок, а наоборот, вставляется своим грибком в глухое отверстие с канавкой. Многим это решение знакомо по классическим BSA Lightning.
Что интересно, купленная в Англии новая манжета, скорее всего является не оригиналом, а все-таки копией и сделана уже не так аккуратно, как родная. Хотя, в целом, приемлемо и материал по ощущению совпадает.
Материал хороший, об этом говорит то, что спустя четверть века родная манжета все еще оставалась в рабочем состоянии!
Для примера, манжета Webley Patriot, примерно тех же годов выпуска, превратилась в подобие сургуча и рассыпалась в крошку!






По железу пока все, временную точку поставлю снова на короткой исторической заметке.
А что же было дальше?
Еще в начале 90-х Airsporter скрестили с переломкой Supersport(Lightning) и в итоге получился BSA Superstar.
Если ссылка не открывается, оставлю сохраненный PDF, надеюсь автор не против. :)
Получилась винтовка классической компоновки унифицированная по многим деталям с родственной переломкой, с подствольным рычагом взвода и поворотным клипом.
Та самая концепция, которую параллельно реализовала Gamo(владелец бренда BSA с 1985г), сделав сначала серию CF, а затем и CFX на базе Hunter 440.
По состоянию на 2025г Gamo CFX все еще производится, однако в России, в данный момент, не продается. Тем не менее, можно купить винтовку созданную по мотивам Gamo CFX, одну из серии Ekol-F.