Наши обзоры


.

Прайс лист на доработку винтовок



Комплекты для ремонта и модернизации ППП пневматики

Газовые пружины







BSA Meteor Mk4


В 2016г я писал про редкую в наших краях, но очень популярную в мире, винтовку BSA Meteor.
Экземпляр оставшийся у меня в личной коллекции относится к третьему поколению, обозначающемуся как Mk3.
В этот раз ко мне в руки попала BSA Meteor Mk4 в калибре .22, т.е. 5.5мм в метрическом исчислении.



Поколение винтовки и промежуток во времени изготовления можно определить по номеру.
На муфте ствола имеется клеймо с первыми буквами, "TF". Как видно по таблице, Мк3 и Мк4 маркируются одинаковыми символами. Это и не удивительно, потому что технически они полностью идентичны. Четвертую серию можно рассматривать как рестайлинг третьей.
Отличие заключается в новой, более пухлой ложе с щекой и резиновым затыльником.
Новая ложа добавила немного массы. Мк4 весит около 2.6кг, против 2.4кг Мк3.

По причине идентичности железа, это будет главным образом фотообзор, а техническая составляющая описана вкратце. Почитать о Meteor подробнее можно по ссылке о Мк3, которую я оставил в начале обзора.


Производился Мк4 с 74 по 79гг

  • Mk1 = N & T 1959/62
  • Mk2 = NA & TA 1962/68
  • Mk3 = NB & TB - NG & TG 1969/73
  • Mk4 = NB & TB - NG & TG 1974/79
  • Mk5 = NH & TH 1979/93
  • Mk6 = ZE & WE 1993/2012
  • Mk7 = QF 2012



На компрессоре сверху, в районе ласточкиного хвоста выдавлено название модели, "BSA METEOR.
На стволе BSA GUNS LTD. ENGLAND., клеймо компании и обозначение калибра в дюймовом исчислении (.22)



Ложа выполнена из бука, качество изготовления достаточно высокое для бюджетной винтовки. Посадка железа плотная. Спусковая скоба из довольно толстой стальной пластины образует продольный упор в области колодки спуска.
Резиновый затыльник вполне современного типа, весьма необычно видеть такой на винтовке почти полувековой. Да и в целом, эргономика ложи весьма прогрессивна для тех годов. В континентальной европе, ложи бюджетных винтовок были существенно проще. Хотя справедливости ради, передняя часть ложи Мк3 лично мне нравится больше.





Железо полностью идентично Мк3. Для разборки надо сделать приспособление, которое сожмет пружину и позволит выдавить штифт.
Это необходимо в виду хитрой конфигурации штифта. Штифт имеет проточку в которую заходит направляющая пружины и не дает ему сдвинуться. Поэтому не пытайтесь его выбить, это бесполезно, единственный способ разобрать винтовку, это сделать приспособление для поджатия.
Причем перед этим придется разобрать спусковой механизм, потому что направляющая пружину при ходе вперед упирается в шептало.
Сделать это не сложно. Просто выдавливайте три оси и извлекайте детали наружу. Осторожно, не сломайте пружину спускового механизма, она достаточно хрупкая!







Спусковой механизм, несмотря на свою простоту, достаточно неплох и очень надежен. Да, он одноступенчатый, зато имеет регулировку длины хода и вполне комфортное усилие спуска, меньше одного килограмма.
Разумеется, это простой и дешевый механизм, для развлекательной винтовки. Однако с некоторыми доработками он успешно использовался до совсем недавнего времени в серии BSA Lightning. А так же довольно широко, но, к сожалению, с невысоким качеством копируется до сих пор китайцами.



В случае с Мк3 у меня не было оригинальной пружины и подбирая замену я остановился на чуть подрезанной пружине от Crosman.
В данном случае у меня был образец оригинальной пружины, причем на вид она был достаточно свежей, без следов деформации или усадки задних витков. Параметру пружины следующие,
  • Проволока 3.0мм, 34 витка
  • Длина 232мм(новая наверняка была несколько длиннее)
  • Внутренний диаметр 13.5мм
  • Внешний диаметр 19.5мм

Для извлечения поршня достаточно снять тягу взвода, но так как винтовка весьма пожилая и очень долгое время не обслуживавшаяся, надо снять ствол, смазать шарнир и ригель запирания.
Выдавливаем ось ствола, которая по совместительству является ограничителем хода ригеля.

Мощный ригель внушительных размеров посажен в муфту с минимальными допусками и имеет очень сильную пружину. Но благодаря правильным углам языка, ствол открывается и закрывается приятно без рывков и ударов, крепко удерживается и отлично отрабатывает колебания при выстреле. Если нажать на конец ствола, преодолеть усилие пружины ригеля, а затем отпустить, ствол уверенно и с характерным "тук" вернется на место. Данный механизм запирания ствола используется до сих пор в модели BSA Lightning SE. его смело можно назвать образцовым и одним из лучших в индустрии!

Очень хорошо подогнана и муфта ствола к рогам. В соединении используется простой штифт, но при этом все собранно плотно и работает очень надежно.
Я встречал упоминания о проблемах на зарубежных ресурсах, но судя по фотографиям причиной являлась забивание штифта с перекосом и через силу. Явственно проглядывалась деформация рогов и разбитые отверстия..





Но, пожалуй, самая необычная деталь BSA Meteor, это безманжетный поршень, который устанавливался до модели Мк5 включительно.
Голова поршня выполнена отдельной деталью, и уплотняется резиновым кольцом. Кольцо 020-026-36, оно же 019.5-3.6
Между головой поршня и телом установлен полиуретановый отбойник. Со временем он химически деградировал и при разборке развалился на мелкую крошку.
В прошлый раз я делал новый отбойник из манжеты для Norica, однако в этот раз поступил гораздо проще. Оказывается идеально подходит, без каких либо переделок, манжета Gamo установленная задом наперед. Поскольку компрессор Метеора имеет диаметр 1 дюйм, гамовская манжета его ели касается и почти не создает сопротивления, в то же время, конусная форма посадки манжеты, создает ей свободное место для демпфирования.
Масса поршня невелика, всего около 170гр. Ход поршня 2 3/4 дюйма. В привычных величинах параметры компрессора выражаются как 25.4мм * 70мм.









В качестве замены старого уплотнения перепуска, отлично подходит VD уплотнение для переломок Crosman.

Как я уже отмечал в обзоре по Мк3, у всех переломок BSA есть одна приятная особенность. Ствол перед взведением открывается на достаточный угол для установки пульки, без взведения пружины. В некоторых обстоятельствах, это очень полезная возможность! Но не стоит забывать и о технике безопасности, после стрельбы надо обязательно убедиться что в стволе не осталось пульки.
Так же, это существенно облегчается процесс чистки ствола.




С подсевшей оригинальной пружиной и новыми уплотнениями Meteor в 5.5 показал скорость около 160м.с. пулькой JSB Jumbo Express 0, 93гр, т.е. в районе 12дж.

Как и в прошлый раз, на винтовке был потерян целик. Не знаю почему, но это очень распространенное явление для данной модели на зарубежных сайтах очень много фотографий винтовок с подобной проблемой.
В прошлый раз я отфрезеровал новую рамку целика из алюминия, в этот раз решил напечатать на 3D принтере, это позволило лучше сохранить оригинальную стилистику. В качестве микрометрической планки я так же использовал ползунок от МР512.







Ну и на последок еще немного фотографий сравнения BSA Meteor Mk3 и Mk4.













Напишите мне



3*1