Замена оси тяги взвода

Сегодня я хотел бы коснуться одной интересной, практической темы из области слесарных работ.
В пневматическом оружии применяется большое количество осей и штифтов. Они могут выполнять крепёжные функции и использоваться для монтажа таких деталей как колодки спуска, задники, заглушки и прочее.
Но в основном это оси подвижных, шарнирных деталей, таких как детали спусковых механизмов, механизмов взведения, храповиков. Как несколько усложненные штифты можно рассматривать и винты стволов в переломках, особенно если вспомнить, что в некоторых случаях это и правда самые обычные штифты.
В рамках сегодняшнего руководства я хотел бы рассмотреть ситуацию, когда требуется заменить штифт на котором вращается какая либо деталь.
В особенной степени это касается оси тяги взвода на переломках, поскольку именно с ними возникает большая часть проблем. Штифт на котором вращается тяга взвода находится в муфте ствола и не закрыт какими либо деталями от выпадения. В тоже время, в большинстве случаев, штифт не может выступать за габариты муфты, а значит его нельзя застопорить разрезными стопорными кольцами по краям.
Традиционным решением считается расклепывание концов штифта внутри фасок расположенных по краям отверстия. Однако применяются и другие решения, например накатка на одной стороне штифта, или проточка в середине, в результате чего штифт стопорится самой тягой взвода. В переломках Diana фиксация производится стопорным кольцом, однако расположено оно в середине, внутри штампованной, согнутой из листа тяги взвода. На оригинальных Webley применялись пружинные штифты свернутые из листа, которые хорошо держатся за счет натяга.

Необходимость замены штифта может возникнуть в следствии износа или деформации, а так же как одно из последствий забананивания.



К сожалению, в большинстве случаев, замена штифта выглядит как то вот так, как на фотографии ниже. Винты с гайками и гвозди с загнутыми концами встречаются чаще всего.
Конечно, так делать нельзя. Все это ненадежно, почти всегда сопровождается сильным продольным люфтом тяги и повышенным износом. Гайки и края гвоздей царапают и даже оставляют целые борозды в ложе!



Как подручными средствами добиться того, что бы новая ось не вываливалась?
Пожалуй, самый правильный метод, выточить штифт с углублениями под расклепку. Параметры штифта в данном случае нормируются в зависимости от диаметра.
Ниже, прикладываю скрин документа согласно которому можно сделать все правильно, картинка кликабельна.
Материал штифта в таком случае, Сталь 45 или аналоги. Предварительно штифты не термообрабатываются, хотя возможна последующая закалка уже после расклепывания, в сборе. На фотографии, штифт в шарнире тяги взвода(черный) закален вместе с самой тягой.





Однако, не всегда имеется доступ к токарному станку, или же требуется выполнить работу в короткий срок. В таком случае можно прибегнуть к фиксации штифта винтами.
Стопорные винты можно расположить перпендикулярно к оси штифта. Например, установочный винт М4 можно использовать для стопорения штифта тяги в переломках Diana.
Один из плюсов данного метода, возможность простой разборки соединения. Так же, можно использовать заранее закаленные штифты необходимого диаметра, например, можно купить калиброванные валы для 3D принтера.
Можно использовать хвостовики от сверел, они не закалены, но их твердости часто достаточно. Впрочем, закалить их так же возможно.
Основной минус данного метода, чисто геометрическая ограниченность его применения.

Разумеется, для осуществления такой работы так же потребуется определенный набор инструментов и слесарный навык.
Из инструментов понадобятся:

  • Тиски, сверлильный станок или дрель
  • Сверло 3,2мм, метчик М4 и вороток
  • Установочные винты М4*5 DIN913. Высота винта может отличаться по ситуации.



Стопорные винты можно размещать и в одной плоскости со штифтом. В таком случае это будут два потайных винта, с двух сторон, расположенных со смещением.
Винты можно использовать М3 и М4. Шляпка винта М3 имеет диаметр 5,5мм и высоту около 1,5мм. Шляпка винта М4 диаметр 7,5мм и высоту около 2,5мм.
Величина смещения выбирается исходя из применяемого винта, шляпка должна пересекать отверстие штифта с перекрытием около 0,5мм. Для винта М3 смещение от края отверстия штифта и до оси сверления должно быть в диапазоне от 2 до 2,3мм. Для винт М4 составит 3,2+-0,2мм.
Для винта М3 минимально допустимая толщина стенки в муфте составит около 4мм, а для винта М4 около 5мм. Винт надо будет обрезать таким образом, что бы он не выступал в паз и не мешался тяге взвода.
Для винта М3 сверлим отверстие 2,5мм, а для винта М4 3,2мм. После этого зенковкой 120гр делаем фаску для того, что бы утопить шляпку винта. В последнюю очередь нарезаем резьбу.
Штифт в данном случае надо будет отрезать на 0,5-1мм короче толщины муфты, а так же сделать небольшую фаску по внешней кромке.
Данный способ фиксации так же позволяет легко и быстро разбирать узел в случае необходимости.







Произвести описанные работы вполне возможно в домашней мастерской, при наличии широко распространённых инструментов.
Однако стоит помнить, это довольно ответственная работа, требующая определенного опыта! В противном случае можно остаться с лишними отверстиями в муфте или, что еще хуже, со сломанным метчиком, извлечь который будет очень трудно!
Если же описание не вызывает вопросов, это хороший, рабочий способ надежно и достаточно красиво зафиксировать штифт.
В качестве бонуса приобретается возможность простой разборки. Для переломок с неразрезной тягой взвода это позволит извлекать поршень без снятия ствола. А может кто то захочет деактивировать винтовку на время хранения или транспортировки.
В любом случае, надеюсь этот материал будет для кого-то полезным! :)