Как разобрать ствольный блок Hatsan

Hatsan Alpha, Airtact, а так же Hatsan mod 65.



В последние годы Hatsan стал использовать унифицированные ствольные блоки адаптированные к нескольким, различным моделям. Причем в дальнейшем, я уверен, применение данного решения будет только расширяться.
Актуальный список на 2023г:
Ствольный блок представляет собой единую отливку в которую объединены ствол, модератор, муфта ствола с тягой взвода и ригелем запирания.
Механизм запирания почти в точности скопирован с Gamo и работает намного лучше, чем на классических переломках от Hatsan. Подробнее можно почитать в статье по Hatsan Airtact. Это пожалуй самое главное достоинство новой конструкции.

Однако недавно я столкнулся с довольно интересным случаем.
Мне принесли на обслуживание Hatsan Airtact, с которым я уже работал года три назад. Владелец благополучно залил винтовку маслом и сжег уплотнение перепуска.
Помимо основной причины неисправности я обратил внимание на странный звук слышимый в районе ствола, если винтовкой слегка потрясти. А при чистке я и вовсе выдвинул ствол, точнее сам лейнер из муфты на несколько миллиметров!
Ситуация показалась мне несколько удивительной, поскольку обычно, у других производителей, лейнер попросту заливается в пластик и сдвинуть его невозможно без разрушения самой муфты. В данном же случае лейнер получил свободный ход вперед-назад, при этом сама муфта ствола не имела каких либо повреждений.
Удивленный происходящим я решил выяснить причину.

Выколоткой 3мм выдавил два штифта, после чего наружу вывалилась вставка модератора отлитая так же единой деталью.
На дне конструкции меня ждала слегка необычная картина, а именно гайка! Получается что лейнер попросту вставлен в ствольную муфту с упором и натянут гайкой спереди. В результате воздействия дизеля гайка ослабла и открутилась на несколько витков, что и послужило причиной продольного перемещения ствола.

Откручивается соединение головкой на 17мм. Под гайкой имеется шайба, для верности я добавил вторую.
Лейнер после откручивания просто выталкивается в сторону казенного среза.









В муфте ствола имеется переход диаметров, упор со стороны казенного среза. На самом лейнере так же имеется опорный участок большего диаметра.
На стволе в этом месте сделана накатка для того, что бы лейнер не прокручивался при закручивании гайки, пока не упрется в торец.

Если точить новый лейнер из бланка, лучше сразу поискать бланк небольшого диаметра, 12 или 13мм, что бы не пришлось мучиться и точить из 16мм.
Участок с упором, в нем же располагается уплотнение перепуска, вполне можно сделать и разборным, на резьбе.





Представленная информация может быть полезна, если вы столкнетесь с ощущающимся дребезжанием или даже продольной свободой ствола внутри ствольного блока, это означает ослабление гайки ствола и легко поправимо.
Так же, руководство окажется полезным, если при проталкивании пульки шомполом она цепляется на выходе. Можно будет извлечь лейнер и как полагается поправить дульную фаску на токарном станке.
В тоже время такая конструкция позволяет без больших сложностей осуществлять перестволение и даже иметь набор сменных лейнеров вплоть до калибра 6,35мм!
Надеюсь представленная информация окажется вам полезной!