Feinwerkbau 300s
Краткое руководство по обслуживанию. Написано в 2010г, дополнено в 2019 и 2022г.
Feinwerkbau 300s самая распространенная в нашей стране матчевая пружинно-поршневая винтовка.
В середине 70-х она являлась спортивной винтовкой самого высокого класса, наравне с Diana 75 и более поздним Anschutz 380. Но и сейчас, спустя десятилетия, она вполне пригодна для любительского спорта и часто встречается в призерах таких соревнованиях, как кубок ВОЛПО.
Технически Feinwerkbau проще, чем Diana и Anschutz, да и с расходными материалами до сих пор нет проблем. Пожалуй, это основная причина ее популярности. Тем не менее, несмотря на видимую простоту обслуживания, стоит знать некоторые нюансы.
Сегодня мы рассмотрим сборку разборку, а так же кое-какие особенности конструкции.
Для начала надо снять ложу. Ложа крепится двумя винтами снизу.
Первое что бросается в глаза, механизм отката. В отличии от современной Diana54, база разнесена на всю длину компрессора, а вместо двух отдельных кареток в Feinwerkbau сплошная, жесткая шина. Шина имеет два пальца спереди и один сзади. Изготовление очень точное.
Примерно по середине шины располагается поперечный штифт с двумя стопорными кольцами, об него взводится механизм отката. Отцепляем стопорное колечко и извлекаем штифт.
Затем извлекаем два передних пальца, предварительно сняв разрезные стопорные колечки и отцепляем пружинку.
Затем просто снимаем всю шину отката и задний палец.
Теперь надо снять шину, в которой объединен спусковой механизм и храповик.
Откручиваем два винта и аккуратно снимаем шину. Посадка довольно плотная, поэтому не применяйте излишнюю силу, что бы не деформировать корпус.
Обратите внимание, что рейка храповика входит в зацепление с поперечным пазом на стакане, при обратной сборке потребуется их совместить.
В случае надобности рейку можно извлечь и почистить.
Храповик в Feinwerkbau очень простой и понятный. Зуб подпружинен таким образом, что старается вернуться в среднее положение в независимости от того, в какую сторону его отвести.
При взведении храповик не позволяет стакану захлопнуться. Зуб наклоняется в сторону движения стакана и пропускает рейку только в одном направлении. После того, как поршень становится на взвод, рейка отходит еще чуть-чуть зуб проваливается вниз и при обратном движении рейки разворачивается, пропуская ее в обратную сторону.
Выкручиваем винт на котором вращается рычаг взвода. Затем аккуратно извлеките тягу взвода из стакана. Тяга взвода каленая и хрупкая, осторожно, не сломайте тонкий зуб тяги!
А вот теперь на минутку остановитесь и внимательнее посмотрите в паз, где располагается спусковой механизм.
Видите тонкую пластинчатую пружину? Запомните как она расположена, это очень важная деталь!
Эта пластинка обеспечивает работу основного предохранителя - противосрыва, который в случае разрушения спускового механизма не позволит стакану отрезать палец!
Еще раз внимательно посмотрите как она стоит, затем отцепляйте стопорную шайбу и потихоньку вытаскивайте ее наружу. Так же не потеряйте кнопку по середине, именно на нее, при закрывании рычага давит тяга взвода и выключает предохранитель..
Откручиваем болт крепления задника и освобождаем пружину. Пружина относительно слабенькая, да и поджатие не велико.
Обратите внимание, под болтом находится тонкая шайба. Иногда она одна, иногда их две. Не потеряйте ее, это так же очень важная деталь, к ней мы еще вернемся в дальнейшем.
Из освободившегося задника могут вывалиться две закладные детальки.
Это и есть тот самый предохранитель, противосрыв.
Детали располагаются в пазе задника и подпружинены в поперечном направлении той самой пластинкой. На фотографии ниже видно, как именно он взаимодействует с боковым пазом на штоке поршня.
Вслед за задником наружу извлекаются пружины и стакан с поршнем.
Пружин две штуки, они имеют навивку в противоположном направлении и теоретически должны обеспечивать взаимную компенсацию крутящего момента.
Уплотнение производится стальным поршневым кольцом. Стакан, для нормальной работы с кольцом, закален и хонингован.
Спереди на поршне имеется полиуретановый демпфер.
Уплотнение перепуска конусное.
Параметры оригинальных пружин следующие,
Проволока 2.7мм, 15 витков. Внутренний диаметр 14.8мм, внешний 20.2мм
С данными, новыми пружинами винтовка несколько превосходит 7.5Дж, поэтому в Германии встречаются и т.н. "F" пружины из проволоки 2.5мм
Параметры компресора 24*62мм
Масса поршня 180гр.
Во время сборки следует смазать стакан изнутри моторным маслом, а затем протереть чистой тряпкой, но не обезжиривать. Так же, моторным маслом смажьте поршень и поршневое кольцо. При этом старайтесь сохранить торец поршня сухим.
Слегка смажьте стакан снаружи, вполне достаточно, что бы он был покрыт тонкой масляной пленкой.
Как и для любой старой винтовки, часто актуальным становится поиск расходных материалов в замен износившихся.
К сожалению, комплект расходников можно заказать только в Германии, однако и в РФ можно прибегнуть к помощи посредников, которые помогут осуществить покупку.
Как правило имеет смысл менять сразу весь комплект, это
- Две пружины
- Поршневое кольцо
- Отбойник поршня
- Уплотнение перепуска
Старое уплотнение перепуска, а так же отбойник часто на столько деградируют от старости, что попросту начинают крошиться. Разумеется стрелять в таком виде, если в компрессоре видны грязно белые крошки, категорически нельзя.
В зависимости от периода производства уплотнения окрашивались в разные цвета. К сожалению я не могу назвать точную датировку, но точно могу сказать, что самые старые, это белые. Примерно лет 20 назад начал делать синие, а примерно 10-12 лет назад появились зеленые уплотнения.
У некоторых владельцев возникает искушение и они пытаются точить отбойник и уплотнение перепуска из фторопласта или из капролона.
Делать это не стоит, т.к. оба материала не эластичны и не будут нормально работать в этой роли.
Добавлено, ноябрь 2022
В 2022г, в следствии сложной политической обстановки, заказ новых деталей из иностранных магазинов стал невозможен.
Для возможности технической поддержки большого числа винтовок Feinwerkbau 300 и Feinwerkbau 300S, было принято решение разработать и начать производство собственного комплекта.
В результате успешной работы, я рад представить комплект для Feinwerkbau 300 от Петрухи!
Комплект составлен из демпфера поршня и уплотнения перепуска.
Детали прошли живые испытания и соответствуют всем надлежащим требованиям.
При закручивании болта крепления задника старайтесь максимально совместить отверстия. Ключом пользуйтесь только в самом конце, во время окончательной затяжки. Старайтесь максимально глубоко закрутить болт именно руками, это гарантированно убережет резьбу. Не лишним будет воспользоваться разъемным фиксатором резьбы. Вопреки названию, он не только предохраняет резьбы от раскручивания, но и защищает их от коррозии, а так же борется с закусыванием равномерно распределяя нагрузку..
После установки пластины предохранителя, остановитесь и убедитесь в правильности сборки и корректности работы узла.
Прямо в таком виде, без спускового механизма, возьмите и взведите винтовку.
Поршень должен остаться в заднем положении, повиснув на пластине предохранителя. Если этого не произошло, следует убедиться в том, что пластинка попала в тонкий пазик на закладной детальке.
Если все работает как надо и поршень удерживается предохранителем, можно двигаться дальше.
Позовите помощника. Отведите рычаг в крайнее заднее положение и оттяните поршень еще немного назад. Удерживая рычаг в таком положении попросите помощника нажать отверткой на кнопку выключения предохранителя. Удерживая кнопку, плавно верните поршень в переднее положение.
На фотографии ниже, через отверстие видно нормальное положение пластины предохранителя. На другой фотографии видно, как поршень удерживается предохранителем в заднем положении.
А теперь вспомним про тонкую шайбу под болтом крепления задника.
На вид шайба как шайба и с первого взгляда может показаться, что она не выполняет какой либо важной функции.
На самом деле это совсем не так. Высотой пакета шайб регулируется момент срабатывания отката.
Если откат работает как надо, т.е. откатывается в заднее положение без удара и не отскакивает вперед, то регулировать ничего не требуется.
Но однажды я столкнулся с необычным случаем.
Feinwerkbau 300s, попала ко мне с жалобой на вертикальное гуляние СТП.
Сама факт проблемы был локализован после пары выстрелов. Откат полностью выбирал свой ход, железо дубасило в конечную точку и отскакивало вперед.
ППП группа полностью исправна, все родное. Два комплекта пружин, один из них из проволоки 2.5мм(не превышает 7.5Дж). На слабых пружинах симптомы не меняются.
Ранее я с подобным не встречался, да и в интернете нигде не было описано решения подобной проблемы.
Покопавшись какое то время я нашел причину неисправности.
На фотографии ниже, обратите внимание, на деталь напоминающую крючок, сзади и сверху спускового механизма.
Именно в эту деталь упирается задний палец отката перед выстрелом. Во время выстрела, железо устремляется назад, палец поворачивает деталь и проходит под ней.
Контактные поверхности детали и пальца отфрезерованы под определенным углом и усилие срабатывания рассчитано на определенную величину перекрытия.
И именно высота пакета обеспечивает правильное положение шину спускового механизма, а значит и нужную величину перекрытия.
Если винтовка старая, не исключено, что кто то из владельцев подумал, "Зачем тут две шайбы? Одной достаточно!" А может и вся шина спускового механизма установлена от другого экземпляра.
Как бы там не было, установка двух шайбочек по 0.3мм решила проблему. Винтовка стала работать так, как и должна.
Так же, если по какой то причине вам придется разобрать спусковой механизм, приложу схему расположения деталей.
В качестве итога приложу оригинальную таблицу с номерами деталей.
Feinwerkbau 300s исключительно удачная винтовка обладающая высокой надежностью и очень значительным ресурсом.
Но не стоит забывать, что самым молодым экземплярам уже исполнилось около 30 лет и побывали они в очень разных руках, зачастую обслуживаясь как попало. Не редкость и винтовки собранные из нескольких экземпляров.
В тоже время, хороший экземпляр, эксплуатируемый без насилия, без колхоза и подвального обслуживания еще очень и очень долго будет радовать вас первоклассной работой!