Наши обзоры


.

Прайс лист на доработку винтовок



Комплекты для ремонта и модернизации ППП пневматики

Газовые пружины







Diana Model-48 (1928г)





Многие производители пневматического оружия гордятся своей историей, которая стала частью имиджа бренда, наследием свидетельствующим об опыте и успехе компании на протяжении нескольких поколений.
История некоторых компаний восходит к концу Викторианской эпохи, именно тогда производство пневматического оружия, как и много чего другого, переходит на промышленные рельсы.
Разумеется, основной спрос на новый класс развлекательного оружия формируется в Великобритании.
Примерно в то же время, помимо утилитарного использования, начинает развиваться и спортивная стрельба из пневматического оружия.
Начиналась она в виде стрельбы по гонгам в специализированных клубах и в пабах.
Интересный факт, несмотря на развитие спорта в наши дни, традиционная дисциплина Bell Target Air Rifle Shooting до сих пор является национальным спортивным развлечением по которому регулярно проводятся различные соревнования!
Самой массовой моделью того времени и прямым предком большинства современных пружинно-поршневых моделей является конструкция Lincoln Jeffries, которая серийно производилась на заводе BSA уже с первых годов 20 века.
Оригинальный Lincoln Jeffries в достойном состоянии, один из самых желанных лотов для коллекционеров по всему миру. Многие экземпляры находятся в прекрасном состоянии и даже до сих пор используются по прямому назначению!
К сожалению, в нашей стране попросту нет британского пневматического оружия той эпохи. По крайней мере, я ни разу не видел даже упоминания о нем более чем за 15 лет активного мониторинга.

Тем не менее, у нас все таки есть возможность ознакомиться с конструкцией. Даже в те времена существовала знакомая нам ситуация, когда удачные конструкции клонировались сторонними производителями.
Многие модели BSA и Webley клонировались и производились в Индии, Японии и даже в ... Германии!
Да, такие мастодонты индустрии, как Diana и Haenel совсем не гнушались на заре существования производить клоны британских винтовок.
Пневматическое оружие произведенное в Индии у нас большая редкость, хотя пару раз мне доводилось работать с относительно современными моделями.
С японцами уже попроще, я не единожды встречался в продаже с пневматическим оружием императорской эпохи, разумеется клонами британцев, но к сожалению ни разу не успевал с покупкой.
Но проще всего конечно же с немцами. В России на руках находится довольно большое количество довоенной немецкой пневматики, чаще всего это простенькие, юниорские Diana mod.25, однако встречаются и более редкие экземпляры, например вполне себе взрослый магнум в лице Haenel model III.

Однако даже в немецком исполнении, классический Lincoln Jeffries, это очень большая редкость в нашей стране!
Diana производила собственный клон с заметным отставанием во времени, с 1920 по 1940гг, модель называлась Diana Model-48.
Так же очень похожая модель была и у Haenel, Haenel model IV.
Интересный факт.
Этим же именем в последствии названа современная Diana 48 с боковым рычагом взведения,
производящаяся с 1987г и по наши дни.

Мне выдалась счастливая возможность поработать с Diana 48, 1928г. выпуска, причем экземпляр был в очень хорошем состоянии, хоть и запущен в плане обслуживания.

Из клейм на винтовке имеются.
  • DIANA - LUFT - GEWEHR (на стволе сверху)
  • 1.28 (месяц и год выпуска, нанесено в пазе рычага взвода)
  • 46 (под скобой спуска, возможно номер детали при селективной сборке)





Diana 48, как внешне, так и технически почти в точности повторяет BSA Improved Model "B", которая производилась с 1907г, а может даже и раньше. Из заметных отличий, защелка ствола позаимствована у более поздней итерации, BSA Standard pattern ("S" & "T"). Сама же BSA к тому времени обзавелась регулируемым спусковым механизмом с двумя шепталами и предохранителем.

Diana 48 длинная, стройная, но при этом достаточно увесистая винтовка. Ее длина составляет 115см из которых 50см приходится на ствол, а масса 3,45кг.
Несмотря на непривычный для современного стрелка внешний вид, она достаточна комфортна в удержании, не в последнюю очередь из-за низкого центра тяжести.





Приклад выполнен из ореха и имеет довольно необычную по современным представлениям форму.
Тем не менее, шейка имеет даже намеки на анатомическую адаптацию.
Не знаю как назвать упор в ее передней части, сверху, но он очень комфортно заполняет промежуток между большим и указательным пальцем.
Ощущение во многом похоже на современные ложи thumbhole, разве что щека намного ниже, поскольку вся эргономика рассчитана на эксплуатацию с открытыми прицельными приспособлениями.





Прицельные приспособления, как отдельный вид искусства!

В наше время значительная часть пневматического оружия имеет чисто номинальные открытые прицельные приспособления, откровенно невысокого качества.
Требования к функционалу прицельных приспособлений возросли, однако увеличивать себестоимость из-за них производители конечно же не хотят. Потребитель может оценить задекларированные функции, а вот качество и удобство прицеливания может оценить только продвинутый пользователь, который давно не является основной целевой аудиторией массовой продукции.
Сказывается тут и тот факт, что значительная часть покупателей вообще не используют открытые прицельные приспособления и сразу же устанавливают оптические прицелы, особенно это касается продукции высокой ценовой категории.
Да, в наши дни стало нормой иметь микрометрическую регулировку, что само по себе конечно же очень полезно. Получили распространение светоконцентрирующие нити которые, впрочем, больше мешают, за исключением пары сценариев.
Но сами конструкции в большинстве случаев шаткие и хлипкие. Настройки сбиваются при транспортировке, а то и непосредственно при стрельбе. Нередко случаются и механические поломки, как правило тоже при транспортировке.
Производитель изначально закладывает значительные зазоры в недорогие, штампованные, либо пластиковые конструкции для упрощения производства и уменьшения себестоимости.

Но сто лет назад ситуация была совсем другой.
Пневматическая винтовка была довольно дорогой покупкой, рассчитанной на долгий срок вдумчивой эксплуатации. Открытые прицельные приспособления в те времена были почти безальтернативны.
Хорошая винтовка просто обязана была иметь хороший, крепкий прицел, которым было удобно пользоваться.
Более того, не знаю как обстояли дела с немецкими клонами, а для оригинальной BSA предлагался различный тюнинг прицельных приспособлений, сменные мушки, вставки целика, защитные намушники и даже опциональные диоптрические прицелы!
Мушка и целик полностью стальные, крепятся в поперечный пазы - ласточкин хвост.
Корректировка прицела по горизонтали возможна посредством перемещения мушки или целика поперек.
Вертикальная корректировка(по дальности) осуществляется микрометрическим колесиком
К сожалению, на экземпляре представленном в этом обзоре давным-давно была утеряна вставка целика и владелец выточил новую самостоятельно.
Выглядит несколько кривовато и неаутентично. Точно такие же, комплектные прицельные приспособления показы мной в обзоре на Haenel model III.



Lincoln Jeffries стала первой серийной конструкцией, которая использовала крановый затвор, так называемый tapload.
Механизм не самый дешевый в производстве, однако очень удобный в эксплуатации, благодаря чему завоевал популярность и активно эксплуатировался вплоть до середины 80-х годов!
Даже в наше время его пытаются повторять турки в своем Kral N-08, однако турецкий узел из 21-века смотрится жалким гаражным поделием на фоне стимпанк крана из поздней викторианской эпохи :)

Работает механизм очень просто.
После взведения пружины, поднимаем ручку вверх, "открываем кран", сверху появляется отверстие в которое опускается пулька. Закрываем кран, опуская ручку вниз, отверстие с пулькой совмещается с каналом ствола и перепускным отверстием компресора.
Крановый затвор не имеет уплотнений, герметизация обеспечивается за счет идеально притертых поверхностей. В классическом исполнении, которое мы рассматриваем сегодня, кран и отверстие прошлифованы на инструментальный конус, а плотность их сочленения обеспечивалась и регулируется за счет натяга пружиной!
Даже спустя сто лет соединение до сих пор герметично!
Если отвести рычаг назад, открыть кран, тем самым закрыв перепуск, а затем начать плавно отпускать, рычаг остановится, повиснув на воздушной подушке! Если в этот момент закрыть кран и следовательно открыть перепуск, раздастся пшик и сжатый воздух пройдет в ствол.

Небольшая справка.
В наше время, идеологическим потомком этой схемы можно считать клип Gamo CFX.
Сам по себе поворотный клип впервые появился на очередном поколении британского бестселлера BSA Airsporter, а затем и на BSA Superstar, которая была сделана на одной базе с переломкой BSA Lightning.
Изначальный патент от 88г.










Но какой бы замечательный не был механизм, он все равно нуждается в обслуживании.
Очень удобно, что для чистки и смазки клипа не требуется разбирать всю винтовку, достаточно лишь открутить пару винтов и снять крышку.
Крышка служит ограничителем угла поворота клипа, а так же поджимает пружину, которая обеспечивает постоянный натяг в соединении.
Со стороны крышки, на конце пружины установлен наконечник, который в крайних положениях совпадает с углублениями в крышке и обеспечивает тактильный щелчок обозначающий крайнее положение.

Детальки следует очистить от старой, уже закаменевшей смазки и нанести тонкий слой новой. Можно использовать любую качественную консистентную смазку.
Категорически нельзя использовать силиконовое масло и смазки на его основе!







Поскольку железо спереди не закрыто ложей, финишная доводка всех элементов производилась на очень высоком уровне.
Даже тяга взвода сделана так, что не имеет ни одного уголочка или острого края! Все гладкое, приятное на ощупь, а за сеткой мелких царапин, еще виден блеск изначальной полировки.
Обычно такие детали изготавливают штамповкой, вырубив и свернув из листа.
Но в данном случае, это поковка с последующей фрезеровкой, термообработкой и даже шлифовкой-полировкой!
Один только комплект из рычага с тягой взвода в производстве дороже некоторых современных винтовок целиком!
Вращаются рычаг и тяга взвода, на винтовых шарнирах. Шарнир рычага взвода законтрен от раскручивания крышкой клипа, а шарнир тяги дополнительным, маленьким винтиком.

К сожалению, на данном экземпляре была утеряна защелка рычага взвода.
Ее пришлось начертить и изготовить заново. Ниже я приложу эскиз защелки, вдруг кому то еще будет актуально :) Все картинки кликабельны.
Расточку можно выполнить прямо в токарном станке закрепив заготовку поперек в просверленном прутке.
После этого надо будет по месту доработать надфилем паз под стопорный штифт.











Спусковой механизм Diana 48, простейший, т.н. Direct sear, т.е. выступ шептала отфрезерован непосредственно на спусковом крючке.

В наше время механизмы такого типа до сих пор производятся, но используются обычно на крайне дешевых моделях.
Под стать и уровень исполнения, в большинстве случаев это штампованный ширпотреб. Кривые плоскости, болтающийся крючок и неприятный, неинформативный спуск.

В данном же случае, несмотря на простоту, выполнено все просто замечательно.
Фрезерованный и полированный, тактильно приятный спусковой крючок не имеет поперечного люфта и очень приятно и гладко выбирает ход.
Да, спуск нельзя назвать спортивным, усилие около 1,7кг, главным образом за счет толстой и мощной пружины. Но это приятное, ровное и гладкое сопротивление, а вовсе не скрежетание и продирание неровностей, как ожидается от столь простого механизма.
За счет надежного позиционирование крючка в заднике, сильно упрощается установка оси.
На более поздних аналогах бывает сложно продеть ось, которая цепляется и не хочет пролезать через штампованные, часто кривые уши, через отдельное, вставное шептало. Трудно зацепить и вставить пружину крючка.
Тут все делается очень просто. Совместил отверстие, легким движением продел и закрутил винт.
При этом не стоит думать, что ось прослаблена и поэтому легко проваливается. Нет, наоборот, она вставляется плотно, но без перекоса, благодаря нормальному позиционированию прямых и термообработанных деталей.

Отдельное внимание следует уделить спусковой скобе.
Мы привыкли, что такие детали или штампуют из листа, или отливают из легких сплавов, но в данном случае это от и до механическая обработка! Это толстая и тяжелая, стальная, полированная деталь.
Скоба прикручивается двумя винтами спереди и тем самым контрит задник от раскручивания. Сзади, третий винт закручивается в шпильку крепления приклада.
Спереди в скобу закручен винт регулировки спуска, им можно отрегулировать величину перекрытия шептала с хвостовиком поршня.









По утверждению владельца, последний раз винтовка разбиралась в 60-х годах, т.е. более полувека назад! Самый раз разобрать и посмотреть, что там внутри :)

Приклад крепится длинной шпилькой, которая проходит вдоль его продольной оси.
Для начала надо открутить два толстых шурупа и снять стальной затыльник.
Теперь, в отверстии видно шпильку и гайку под ключ 17мм.
Однако есть небольшая загвоздка, современная головка на 17 попросту не проходит в отверстие.
Открутить гайку можно торцевым ключом отштампованным из трубы.



Задник крепится на резьбе.
Есть небольшая загвоздка, его задняя плоскость не перпендикулярна продольной оси. Зато он очень массивный и крепкий, им без всякого опасения можно упираться в деревянную проставку.
Поджатие пружины большое, но сама пружина относительно мягкая несмотря на толстую проволоку.


Параметры оригинальной пружины:
  • Проволока 3мм, 38 витков
  • Длина 285мм(новая скорее всего была около 300-310мм)
  • Диаметр внутренний-внешний, 14,5-20,5мм соответственно




Дальше, для того что бы извлечь поршень, надо снять тягу взвода.
Поршень с центральным зацепом, выполнен полностью мех. обработкой. Шток поршня закручен на резьбу и застопорен винтом с переднего торца. Шлиц на винте повредился и расклепался в следствии стрельбы с испорченной манжетой, но откручивать его не потребуется, шток лишь при первой сборке позиционируется и фиксируется относительно паза под тягу взвода.
Шток поршня закален, за сто лет в месте контакта с шепталом нет даже намека на износ!

Поршень достаточно тяжелый, почти 320гр, по этому параметру он весьма близок к современной Diana 48.
Диаметр компресора, 28мм, ход поршня 78мм. Т.е. изначально, еще на стадии разработки это достаточно мощная винтовка.
Как видно, от манжеты уже мало что осталось, а со дна компресора пришлось соскребать расплющенные куски алюминиевой проволоки, свидетельство отсутствия оружейной культуры в нашей стране :(
К счастью Диана до сих пор использует 28мм компресор, поэтому можно использовать современную манжету прикрутив ее через переходник от Vado.

Пружину я решил не менять, т.к. даже спустя сто лет она способна показывать цифры о которых сейчас нельзя писать.
В случае нужды, ее можно будет заменить на пружину от Gamo Hunter 440. Возможно ее придется немного подрезать, т.к. несмотря на меньшее количество витков она заметно жестче в виду большего шага навивки.
Но в тоже время, именно небольшим шагом навивки, а следовательно и относительно невысокой нагруженностью материала объясняется гораздо большая живучесть старых пружин.





Несмотря на то, что конструкции больше ста лет, с некоторыми изменениями она производилась до конца 70-х годов!
Уже после Второй мировой войны, Webley, отказался от собственной, во многом уникальной, но очень дорогой модели Webley Mk2 Service.
По слухам они хотели полностью выкупить завод Diana, но не сошлись в цене. В результате купили только одну модель, Diana mod 45, которая и являлась слегка модернизированной Diana 48.
Проведя собственную небольшую модернизацию, на свет появилась Webley Mk3, которая производилась еще почти сорок лет и любима многими до сих пор!

Не остановилась на этом и Diana, все та же Diana mod 45 была переосмыслена, получила новый спусковой механизм и новый индекс, Diana Model-50. В таком виде она уже довольно сильно отличалась от исходника, но во многом оставалась узнаваемой. Последнее поколение производилось до 1987г, а в дальнейшем на ее основе была сделана хорошо знакомая, почти современная Diana 46, которая и была последним прямым потомком.
С некоторым допущением можно провести линию и дальше, в сторону современных стаканников Diana 430-460.
Хотя я все таки вынес бы их за рамки прямой линии, именно по причине наличия подвижного цилиндра-стакана.


Что же касается BSA, после войны они закончили собственную линейку Lincoln Jeffries. В 1947г появилась новейшая по тем временам, во многом уникальная и в наши дни, BSA Airsporter, которая производилась до середина 90-х годов.
Однажды мне удалось вскользь ознакомиться с моделью последнего поколения и я надеюсь, что еще доведется в дальнейшем.
Но это будет уже другая история :)



Напишите мне



3*1